«Кобрин, Жабинка, Каменец», — к кассам на Брестском автовокзале нужно пробираться под пристальными взглядами неулыбчивых мужчин. Не углядишь — схватят за рукав. Нелегальные таксисты, или «бордюрщики», базируются в десяти шагах от автобусных касс, никого не опасаясь. Формируют маршрут. Собирают желающих добраться быстрее. Цены предлагают почти те же, что и автовокзал, может, только на 200 — 300 рублей дешевле. А вот гарантий безопасности — никаких. Во время командировок доводилось видеть нелегалов на каждом автовокзале Брестчины. Но такого количества «серых» перевозчиков, как в Бресте, нет нигде.
Директор Брестского автовокзала Владимир Финтисов не скрывает своего возмущения:
— Мы знаем их в лицо. Они постоянно дежурят у касс и в зале ожидания. Пристают к пассажирам, уводят клиентов в ближайшие подворотни, где оставляют свой транспорт.
Владимир Евгеньевич достает толстую папку с надписью: «Нелегалы». В ней — многочисленные газетные статьи (только в этом году мы дважды писали о нелегальных перевозчиках — «И вновь продолжается бой...», «Приехали?» «СБ» за 7 марта и 9 апреля. — В.К.), переписка с УВД, налоговой службой, транспортной инспекцией. Здесь же полная информация о «подозрительных» автомобилях, подрабатывающих на извозе: марка, цвет, госномер. Перед глазами у Финтисова — компьютер, на мониторе которого картинка, считываемая с камер наблюдения в залах вокзала.
— Вот нелегал. Тот, что в куртке с надписью на спине, тоже «таксует», — показывает на людей, подпирающих стенку. Наблюдаем, как один из частников договаривается с клиентом.
— Ежедневно работают 5 — 10 человек, забирая у нас до 10 процентов выручки, — сетует Финтисов.
Выходим из кабинета в зал ожидания. Пробую поговорить.
— Вы «бордюрщик»? — провоцирую таксиста.
— Нет, стою стенку подпираю, — смеется в лицо, видя Финтисова.
— Но вы 15 минут уже подпираете.
— Я здесь и час могу стоять. Это не режимный объект...
Владимиру Финтисову не до смеха:
— Даже если я найму частную охрану, они будут отвечать так же. И никто не сможет их выгнать!
Аргументы директора — железные, а рычагов воздействия — ноль. В его компетенции разве что четкая организация работы автовокзала. Расписание движения автобусов и маршруток — на табло в зале билетных касс и на сайте автовокзала. Справочная работает без перебоев. Транспорт ходит даже в самые отдаленные уголки Брестчины. Почему же иной пассажир выбирает нелегала, не думая о безопасности?
— Не хочу стоять в кассу, — молодой пассажир, которому срочно нужно доехать до Каменца, показывает на единственное рабочее окошко.
Понимаю. Езжу регулярно и знаю, что очереди здесь еще не победили. И этот минус — на руку перехватчикам. Нелегалы пользуются случаем, не чураясь в борьбе за клиента самых грязных методов. А вот приструнить нарушителей по–прежнему непросто. В транспортной инспекции расписываются в бессилии. Милиция переадресовывает к налоговикам.
— В нынешнем году выявлено 223 нарушения в работе перевозчиков, 69 из них в Бресте. Работаем по методу контрольной закупки, поэтому есть сложности, — не скрывает заместитель начальника управления инспекции Министерства по налогам и сборам по Брестской области Инесса Максимович.
Раньше автомобили злостных «бордюрщиков», уклонявшихся от уплаты налогов, могли конфисковать. Но по действующему с 2007 года Кодексу об административных правонарушениях нелегалу положено предупреждение, если попался первый раз. Второй — штраф, третий раз — опять штраф. «Бордюрщиков» этот риск не пугает. Деньги они отобьют за день–два. Всех налоговиков и сотрудников транспортной инспекции перехватчики знают в лицо, потому попадаются крайне редко. Недавно, например, «подсадного» пассажира высадили посреди дороги. Улыбнулся таксист и сказал: «Извини, дорогой, мне срочно нужно в больницу! Дальше добирайся сам».
Эта история случилась под Брестом, но могла — в любом населенном пункте страны. «Бордюрщики», перед которыми легальные таксисты уже выбросили белый флаг, чувствуют себя непобежденными...
Фото автора.