Какие изменения в Конституции нужны, а какие — нет?

Изменения в Конституции будут способствовать прогрессу

На расширенном заседании Конституционной комиссии меня впечатлило вот это заявление Александра Лукашенко: «Важно, чтобы вся работа по конституционному строительству стала основой для консолидации белорусского общества, заложила прочный правовой фундамент для развития страны на перспективу. Уверен, так и будет, потому что окончательное решение примет народ».

Как член Конституционной комиссии могу заверить, что во имя интересов народа она работала все эти месяцы. Разработанные ею предложения по изменению Основного Закона станут основой дальнейшего развития Беларуси. Комиссия провела 11 заседаний и на основании мнений граждан и ее членов предложила внести изменения в 53 статьи Конституции, включить 14 новых, исключить три статьи. Хочу остановиться на некоторых.


Большую пользу принесет закрепление в Конституции ценностных ориентиров общества, в том числе сохранение исторической правды и памяти о подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, принципов, направленных на обеспечение суверенитета и территориальной целостности Беларуси. С ними мы состоялись как нация, как суверенное государство, о котором наш народ мечтал столетиями. Почему так важно единство белорусов, приведу на примере своих земляков.

Территория нашего сельхозпредприятия с 1921 по 1939 год находилась под Польшей, а жили здесь только белорусы. Для их разделения поляки шли на различные ухищрения. Мой дедушка рассказывал: тогда считалось, что белорус — это православный, а католик — поляк. Человеку предлагали ходить в костел и за это давали различные налоговые льготы. Жизнь была трудной, и некоторые соглашались. Таким образом крестьянин становился вроде бы как поляком, а на самом деле не знал ни одного слова по-польски. Подобное практиковалось в Западной Белоруссии повсеместно. Так нас, белорусов, хотели сначала разделить, а затем постепенно трансформировать в другую нацию. Из-за этого обстановка среди жителей городов и деревень была напряженной. Неизвестно, что произошло бы в дальнейшем, если бы не освобождение Западной Белоруссии в 1939 году.

События прошлого года показали, что и сейчас есть немало желающих из-за рубежа разделить белорусский народ. Мы этого не позволим. В том числе и благодаря закреплению в Конституции наших основополагающих ценностей.

В Основном Законе предлагается не только сохранить преемственность социальной политики государства, но и повысить уровень социальной защищенности граждан. Президент согласен, поскольку такой подход соответствует государственному курсу, который поддерживает большинство граждан страны. Но предостерегает от опасности скатиться к льготированию всего и вся.

От себя добавлю. Нашим гражданам дается много прав, некоторыми из них кое-кто злоупотребляет, забывая об обязанностях. Например, немало людей выезжает за границу на заработки, в том числе вахтовым методом. Побыл там некоторое время, получил деньги, уплатил налоги другому государству и приезжает домой отдохнуть. При этом в своей стране пользуется всеми благами бесплатно, в том числе и медицинской помощью. Но мы же прекрасно понимаем, что на самом деле ничего бесплатного не бывает. Кто-то вносит деньги. Это другие работающие, которые платят налоги своей казне. А из них финансируется здравоохранение и вся остальная социальная сфера. Поэтому, выступая на заседании комиссии, я сказал, что с этой проблемой надо разобраться. Закрепить на конституционном уровне, что каждый житель трудоспособного возраста должен вносить свою денежную лепту в деятельность государства.

В комиссии были дискуссии по поводу смертной казни. Некоторые говорили: мол, в западных странах ее отменили, давайте и мы поступим так же. Я с этим категорически не согласен. На сегодняшний день наше общество не созрело для того, чтобы отменить смертную казнь. Преступник зверски убивает одного или нескольких человек, а мы даем ему пожизненное заключение, кормим, он читает книги. Разве это справедливо, особенно с точки зрения людей, чьи близкие в это время лежат на кладбище по вине этого гражданина? А ведь бывает и такое: человек за убийство отсидит, скажем, 15 лет, возвращается и снова кого-то убивает. Так, возможно, в подобных ситуациях, применив смертную казнь, мы сбережем чью-то жизнь. Поэтому хорошо, что с ее отменой решили повременить и не включать это положение в проект Конституции.

Предлагается запретить финансирование иностранными государствами и организациями, иностранными гражданами расходов на подготовку и проведение выборов. Обеими руками за. Деньги на эти цели могут выделяться только из внутренних легальных источников: бюджета, партийной кассы, личных сбережений. Если они пойдут из-за границы, возникнет несколько проблем. Давайте зададим себе вопрос: неужели возможно, что из каких-то западных фондов дадут деньги на избирательную кампанию тех кандидатов, которые ратуют за независимость нашей страны, внутреннюю и внешнюю политику, отвечающую интересам белорусского народа? Конечно же, нет. Зарубежные средства поступают только деструктивным элементам, которые будут работать не на благо нашей страны, а в интересах чужих государств. Далее. Если на счет одного кандидата в депутаты из-за границы поступают миллионы долларов, то он получает значительное преимущество по сравнению с обычным претендентом, у которого такой возможности нет. В результате нарушается принцип справедливости в ходе электоральной кампании.

Вариант проекта нового Основного Закона страны есть. Его еще предстоит отшлифовать, затем всенародно обсудить, потом он будет вынесен на референдум, который должен состояться не позднее февраля будущего года. Убежден, большинство граждан нашей страны позитивно оценят предлагаемые изменения в Конституции. Они будут способствовать прогрессу общества, послужат на благо всего белорусского народа.

Николай РАДОМАН, председатель СПК «Агрокомбинат Снов» Несвижского района, член Конституционной комиссии.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter