Как преобразилась ко Дню письменности одна из главных достопримечательностей Белыничей – музей Бялыницкого-Бирули

Из Третьяковки на малую родину

Уникальный — единственный районный художественный музей в области! — отметил 50-летний юбилей

Старое здание, где из-за сырости и ветхих коммуникаций было неуютно и экспонатам, и людям, снесли. А на его месте возвели новое — просторное, вдвое больше по площади, чем прежнее. В обновленном музее теперь четыре зала, самое современное оборудование…


Музей этот всегда был одной из главных здешних достопримечательностей. Туристам, посещающим его, рассказывали о знаменитом земляке народном художнике БССР и РСФСР Витольде Каэтановиче Бялыницком-Бируле, работы которого выставлены в знаменитой Третьяковской галерее.

Он покинул малую родину рано, но приезжал в эти края (в последний раз в 1947 году). Увы, его имение в урочище Крынки Белыничского района не сохранилось. Но на том месте благодарные потомки установили памятный знак известному пейзажисту. И регулярно сюда на международный пленэр по живописи «Образ Родины в изобразительном искусстве» съезжаются мастера кисти из Беларуси, России, Украины, Армении, Казахстана, Польши, Китая, Израиля, Индии. Бюст Бялыницкого-Бирули есть и в Белыничах — у здания музея. А в самой кунсткамере, которая ко Дню письменности полностью изменила концепцию, в одном из залов разместилась постоянно действующая экспозиция — 27 картин Витольда Каэтановича. На одной из них — кусты сирени.

— Художник ее обожал. В Крынках, когда он там жил, росло больше 20 сортов! — рассказывает директор музея Татьяна Тикунова. — Кстати, у нас в запасниках хранится фрагмент старинной карты, на которой изображены Крынки.

Бялыницкий-Бируля жил в Москве, а большую часть времени проводил в Тверской области, на даче «Чайка» на берегу озера Удомля (в тех краях когда-то творил Левитан). Часть написанных там чудесных пейзажей передала в дар белыничскому музею супруга Витольда Каэтановича.

В центральном зале «Духовность» еще одна частичка истории. На стене разместилась объемная — высотой 4,5 метра — фреска «Восхождение на Голгофу». Долгое время она украшала монастырь кармелитов. Основанный в Белыничах в 1642 году, он был взорван в советские годы. Фреска чудом уцелела. Больше года ее восстанавливал, реанимировал художник-реставратор из Мстиславля Юрий Малиновский, ему помогал родной брат Николай, который известен памятником книгопечатнику Петру Мстиславцу.

— Этот раритет вместе со списком чудотворной иконы Белыничской Божией Матери (оригинал, по одной из версий, утрачен в 1941-м вместе с Крестом Евфросинии Полоцкой, другими реликвиями) станет одним из главных экспонатов исторического наследия города, объектом притяжения туристов, — уверена заместитель председателя Белыничского райисполкома Ирина Фурсова.

ВПРОЧЕМ, интересных экспонатов в районном художественном музее немало. Всего в его запасниках 855 предметов: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное творчество.

Зал временных экспозиций разделен на две части. Одну заняла выставка «Счастливое детство». Как говорят здешние сотрудники, это «сохранившийся кусочек нашего старого музея». Одна из самых древних представленных здесь картин «Юный художник» Гавриила Виера датируется 1923 годом. Во второй части будут выставляться полотна художников-земляков из Белыничей и Могилева: Ларисы Журавович, Виктора Альшевского, Павла Димитриади.

А в зале истории разместится экспозиция, посвященная прошлому этого края. Поскольку краеведческого музея в Белыничах нет, именно в художественном можно увидеть предметы старины, начиная от времен палеолита и заканчивая портретами современников, прославивших эту землю. Кстати, здесь есть иконы XVIII—XIX веков. Туристы смогут оценить и Белыничи древние (на макете местечко представлено таким, каким оно было в 1810 году), а потом, прогулявшись по здешним улочкам и паркам, сравнить, как изменился и похорошел с тех пор «город белых ночей».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter