Слуцкие предприятия все активнее выходят на китайский рынок

Из Слуцка и за три моря

Национальный пресс–центр организовал тур для журналистов ведущих СМИ, чтобы продемонстрировать опыт реализации успешных экспортных проектов предприятиями Слуцкого района.

В последнее время предприятия Слутчины все больше присматриваются к дальнему зарубежью и особенно к китайскому рынку.  На то есть причины. Во-первых, он постоянно растет и развивается, соответственно, есть постоянная потребность в качественной и конкурентоспособной продукции, а как раз ее мы и предлагаем. Во-вторых, даже с учетом расстояния экспорт остается прибыльным. Опять же, когда конкуренция жестче, а на традиционном, в первую очередь российском, рынке становится все теснее, нужно выискивать козыри, чтобы занять более удобное место под солнцем. 

Ситуация, когда львиная доля поставок завязана практически на одном рынке, в один прекрасный момент может сыграть злую шутку, — подчеркивает директор Слуцкого сыродельного комбината Николай Мисюк. — Да, экспорт в дальние страны менее маржинальный, что некоторых смущает. Однако это лучше, чем вовсе остаться не у дел. Вот нам в мае прошлого года закрыли доступ на российский рынок. А если это 73 процента экспорта, представляете, какой удар? Особенно если учесть, что рынок для нас спустя год с лишним открыли. Не сидели сложа руки, сумели с одного до 10 процентов увеличить в экспортных поставках удельный вес стран дальнего зарубежья. Есть взаимодействие с Японией, Вьетнамом, Малави, ОАЭ. В планах найти точки соприкосновения и наладить поставки продукции в Бангладеш, Сирию и Сербию. В Россию отгружаем до 27 процентов от общего объема производства, и наращивать поставки не планируем. Но и полностью уходить резона нет, несмотря на все заморочки, он по-прежнему премиальный.

Мастер-сыродел Светлана МИХАЙЛОВА рассказывает о тонкостях созревания сыра.

Но больше всего директор доволен тем, что выстрелил, как говорится, Китай: отправлено свыше двух тысяч тонн сухих молочных продуктов. Сейчас обсуждается поставка партии мороженого и глазированных сырков: ожидается, что она уедет уже в начале первого квартала 2019 года. 

По предварительным подсчетам, дело прибыльное, несмотря на огромное расстояние, которое придется преодолеть. Что касается конкурентоспособности, то специалисты предприятия более чем уверены: товар закрепится на прилавках благодаря натуральному составу и проверенной рецептуре, которую используют еще с советских времен.

Как отразится увеличение объема экспорта на внутреннем рынке? На предприятии уверяют: никак. Такой маневр разве что позволит комбинату наладить круглогодичное производство мороженого на полную мощность, которое сегодня цикличное — от сезона к сезону.



Слуцкий льнозавод также вышел на китайский рынок. Правда, экспортируют короткое волокно — в пределах 120 тонн ежемесячно. Еще часть уходит в Россию и Прибалтику. На достигнутом решили не останавливаться, увидели дополнительные  источники дохода, которые ранее в расчет не принимались.

Пакля и костра — отходы производства. Казалось бы, что с них взять, но сегодня мы на этом зарабатываем живые деньги. Что-то поставляем в Прибалтику, где их используют для изготовления бумаги и картона. Из остального делаем костробрикеты — топливный материал, который по энергоемкости превосходит тот же торф. Сейчас прорабатываем вопрос о поставке за пределы страны не менее 60 тонн ежемесячно. Пока брикеты массово реализуем на внутреннем рынке, в том числе и среди предприятий района, — дает расклад директор Виктор Арестович.

  Льнозавод производит до 12 тонн льноволокна в сутки, уточнила оператор поточной линии Галина КАЛЕДА.

На льнозаводе льнотресту заготавливают самостоятельно. В нынешнем году собрали ее 10 тысяч тонн. Этого вполне хватит до урожая следующего года при мощности производства 10—12 тонн в сутки. И на экспорт останется. Кстати, длинное волокно, на которое приходится 15 процентов от объема, отправляется строго на Оршанский льнозавод.

Несколько иная ситуация на Слуцком мясокомбинате — 94 процента поставок приходится на российский рынок. Ежемесячно предприятие отправляет продукции на 5 миллионов долларов, подчеркнул гендиректор Андрей Михалькевич. Комбинат работает по заявкам, можно сказать, индивидуально с каждым клиентом, поэтому неудивительно, что в холодильнике нет излишков, а на складе хранится не более 5 процентов от всей произведенной продукции. Хотя мощности достаточно серьезные: в сутки изготавливается около 20 тонн полуфабрикатов и примерно 30 тонн колбасных изделий. 

  Продукция мясокомбината пользуется популярностью не только на внутреннем рынке — 49 процентов уходит на экспорт.

Что помогает удержаться на плаву? Естественно, обновляется ассортимент, улучшается рецептура, изменяется упаковка. И расширяются направления деятельности. В планах на ближайшую перспективу наладить производство продукции халяль. Сейчас подготавливается необходимая документация, обсуждаются различные нюансы. Потому что такое производство требует соблюдения не только технологических регламентов. К примеру, спецодежда должна быть определенного цвета, рукоятки ножей и их лезвия — определенной формы. Оборудование, как и убойный цех, тоже отдельный — свинина и говядина ни в коем случае не должны соприкасаться и даже рядом стоять. Нюансов и особенностей в организации производства много. И они сопряжены с денежными вливаниями. Тем не менее направление перспективное и прибыльное, ведь продукция халяль сегодня востребована в ряде стран, сообщила заместитель гендиректора предприятия Светлана Станкевич, обратив внимание на то, что линия по производству говядины на кости с большой долей вероятности заработает уже в следующем году. Медлить не стоит, потому что успех начатого дела, как утверждают многие руководители, зависит от того, насколько своевременно удастся застолбить собственную потребительскую нишу.

syritskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter