Из огня да в полымя

СпасательПавел Любин рассказал «Знаменке» о самых странных вещах, которые ему доводилось видеть в обгоревших квартирах, а также о том, почему его коллеги не станут без дела протирать мигалку на пожарной машине и зачем они желают друг другу сухих рукавов.

СпасательПавел Любин рассказал «Знаменке» о самых странных вещах, которые ему доводилось видеть в обгоревших квартирах, а также о том, почему его коллеги не станут без дела протирать мигалку на пожарной машине и зачем они желают друг другу сухих рукавов. Наша беседа состоялась накануне Дня спасателя Беларуси, который традиционно отмечается 19 января.

 


Вот уже двадцать с лишним лет Павел Любкин выносит людей из пожаров«Желая заполучить какой-нибудь особенно сложный вызов, мы влезали на пожарную машину и натирали мигалки»

 


В отличие от большинства мальчишек, мечтающих о героических профессиях и приятных бонусах в виде орденов на груди и портретов во всех газетах, Паша Любин не строил никаких наполеоновских планов. Хотя он не без интереса наблюдал, как на стадионе, расположенном аккурат под окнами их минской квартиры, студенты местного техникума штурмом брали учебную пожарную башню, в мгновение ока забираясь по переносной лестнице на четвертый этаж – для «пятерки» им нужно было уложиться в полминуты. Скажи ему кто-нибудь, что через десять лет он тоже будет без страховки брать немыслимые высоты, мастерским движением выбивать окна и выносить на свежий воздух погорельцев, а еще через десяток – лично руководить тушением самых сложных пожаров в белорусской столице, то он вряд ли поверил бы. Но недаром жизнь часто сравнивают с коробкой конфет ассорти, где никогда не знаешь, какая начинка попадется. Вот и Павел, отслужив в армии, неожиданно узнал о наборе пожарных в ближайшей части – и так же неожиданно решил попробовать себя в новом деле.


– Свой первый вызов я ждал, как дети дня рождения, – вспоминает Павел Любин, ныне начальник центра оперативного управления Минского городского управления МЧС. – А когда долгожданная трель наконец прозвенела и мы, загрузившись в машину, приехали в горящую квартиру, я остановился как вкопанный и, забыв обо всех нормативах, любовался тем, как работают мои товарищи. Каждый из них знал что делать: один разворачивал рукава, другой присоединял их друг к другу, третий включал пожарный насос… И никто не стоял и не делился догадками, что же там все-таки могло загореться и велик ли ущерб. Для меня этот, в общем-то, ординарный пожар оказался очень важен – он все расставил по своим местам.


Кстати, уже потом, во время учебы в командно-инженерном институте МЧС, Павел вместе с другими студентами-практикантами тайком влезал на пожарную машину и до хрустального блеска надраивал мигалки – считалось, что это верный способ приманить особенно интересный вызов. Сейчас, проработав в структуре двадцать лет, спасатель точно знает, что самый лучший вызов – это тот, которого не было, и всегда желает заступающим на пост сухих рукавов – чтобы смена была тихой и спокойной.

 


«В минских квартирах можно увидеть многое – и растущие до потолка кучи мусора, и живую змею»

 


«Наш народ любит рассказывать анекдоты  о пожарных, которые приехали на вызов без воды,  и лишь немногие знают, что по инструкции одну из машин нужно сразу подключить к водопроводным сетям – иначе запаса просто не хватит»За годы службы Павел Любин видел многое: пенсионеров, растерянно глядящих на одиноко стоящую посреди двора закопченную печь – единственное, что осталось от добротного деревянного дома. И людей, покрывающих поцелуями морды своих собак, которые, почувствовав запах дыма, разбудили их заливистым лаем. И горьких пьяниц, к которым, потушив один пожар, они через пару часов возвращались снова – уже на другой. «Не бывает вызовов, похожих друга на друга, – говорит спасатель. – Помню, как однажды горела квартира, которая под потолок была завалена бумагой, бутылками, ветошью. Чтобы добраться до лежанки, где мирно спала владелица всего этого несметного богатства, мы буквально раскапывали мусор руками. А во время другого пожара я серьезно отравился угарным газом. Горел подвал, в котором предприимчивые жильцы устроили кладовки для своих варений-солений, перегородив его на десятки маленьких комнат самодельными кирпичными стенками и грубо оструганными досками. Петляя по этому лабиринту, мы не заметили, как на одном из поворотов пожарный рукав зацепился за железный штырь и треснул, оставив нас без воды. Кислород в противогазах тоже был на исходе, поэтому мы спешно рванули назад – и… заблудились. Хорошо, что товарищи, оставшиеся снаружи, заподозрили неладное и вывели нас, бледных до синевы, с заплетающимися ногами, на свежий воздух».


Но даже в таком серьезном и ответственном деле, которое, казалось бы, не терпит шуток, не обходится без доли юмора.


Как-то в городской квартире горела кухня, – рассказывает Павел Валерьевич, – я проник внутрь через окно, потушил пламя и решил посмотреть, все ли в порядке в соседней комнате. Только открываю двери, как ко мне подходит огромный, с человеческий рост, дог и по-хозяйски кладет лапы на плечи. В общем, дальше порога он меня не пустил. Когда после телефонного звонка наших специалистов в квартиру вернулись напуганные хозяева, я не преминул рассказать им об этой истории. «Это хорошо, что он вас не пустил, – ответили мне они. – Просто у нас в той комнате змея живет – вдруг бы вы испугались…».

 

 

«Алло, это 101? Привезите мне пиццу!»

 


«Нередко, потушив один «пьяный» пожар, через пару часов спасатели возвращаются в эту квартиру снова – уже на другой» Конечно, людей, которые горячо благодарят спасателей за их работу и робко просят разрешения пожать им руку или даже обнять, в нашей стране гораздо больше. Но все-таки находятся те, кто, вместо того чтобы сказать «спасибо», осыпают их упреками по поводу испорченного ламината, залитых водой обоев и вышедшей из строя техники. «Еще наш народ нередко любит позлословить по поводу того, что вот, мол, пожарные какие рассеянные – приехали на вызов без воды, – рассуждает мой собеседник. – Не все знают, что по инструкции одна из машин, прибывших по сигналу, должна сразу же подключиться к водопроводным сетям, потому что запаса привезенной воды, даже при максимально загруженных баках, хватит в лучшем случае минут на пять». Да и к службе 101 далеко не все относятся с должным уважением: у диспетчеров Минского городского управления МЧС собралась целая коллекция записей, где люди, как правило, нетрезвые, просят отправить к ним такси или привезти пиццу по такому-то адресу.


– Но, несмотря на все нюансы, я люблю свою работу, – признается Павел Валерьевич, – ведь это одна из немногих профессий, которая будет нужна в любое время, в любой стране, при любой власти. Чему она меня научила? Собранности, решительности. А еще я никогда не выйду из квартиры, пока не выключу все приборы из розеток, – это, наверное, профессиональное.

 


Виктория КРУПЕНЬКОВА, «ЗН», фото БЕЛТА и из архива Минского городского управления МЧС

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter