Ведущий убежден: на экране нужно быть самим собой и неустанно работать

Иван ПОДРЕЗ (ОНТ): «Больше потреблять своё, больше уважать свои национальные корни»

Для популярного ведущего ОНТ год 2015-й оказался поистине урожайным. Иван ПОДРЕЗ исколесил всю страну с общенациональной акцией «Мы вместе!», целый год открывал зрителям белорусских звезд в неожиданном ракурсе и рассказывал о музыкальных мэтрах в программе «Легенды. Live». Плюс работал редактором и сценаристом на телеканале. Еще в его активе — финалы международного конкурса красоты Miss Supranational-2013 и Miss Supranational-2014. Ведущий убежден: на экране нужно быть самим собой и неустанно работать. Результат не оставил себя ждать. Ему стали доверять самые сложные и ответственные проекты. В эксклюзивном интервью «СГ» Иван рассказал о личных открытиях в этом году, неизменных принципах своей работы и поделился мнением о белорусской поп-музыке.

— Мы пытались подсчитать количество километров, которые намотали во время акции «Мы вместе!» по областям Беларуси, и «сломались» уже на третьей, — подводит Иван итоги-2015. – Но в сумме, по моим прикидкам, их больше 10 тысяч. Важнее другое — я открыл для себя иную Беларусь, и это самый главный итог акции для меня лично. Ты живешь в Минске, работаешь, крутишься как белка в колесе и не замечаешь того, что происходит за пределами кольцевой. У столичных жителей о нашей глубинке порой мнение предвзятое, устаревшее. Я же увидел вполне современную, развитую страну, достаточное количество успешных сельскохозяйственных, промышленных предприятий, где все работает по европейским стандартам и лекалам. Встретил людей, которые не просят и не ждут чьей-то помощи (что еще осталось в нашей ментальности), а делают все по возможности сами, причем на совесть.

— Вам привычнее участвовать в музыкальных программах. Каково было попробовать себя в другой ипостаси?

— На самом деле, для меня это был позитивный репортерский опыт. Поездки приходилось совмещать с концертами акции в областных центрах. Не скажу, что это так уж напрягало. Я работал в  слаженной и мотивированной команде, все было четко скоординировано.

— Проект «Мы вместе!», как заявлялось, призван был доказать – в Беларуси своя любимая народом музыка. Цели достигли? 

— Плей-лист составляли из песен, проверенных временем и популярных, так, чтобы люди могли на концертах подпевать артистам. По-прежнему наши народные артисты вне конкуренции. Зал знал все слова хитов Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича, вставал и просил петь их на бис. Александра Солодуху, к примеру, тоже встречали овациями. Хиты не стареют.

— Лет 10 назад, когда 75 процентов музыкального контента радиостанций стали заполнять белорусским, было немало халтуры…

— Да, в то время я работал на «Радио Рокс». Критический провал длился два-три года, но сейчас эта проблема остро не стоит. Росли новые поколения музыкантов, а они уже не мыслят музыкальными канонами 2000-х, стремятся делать смелые вещи, причем форматные, они нравятся большой аудитории. Группы NAVI, HURMA и другие. Мы старались приглашать новых исполнителей на акцию. Потом люди подходили к нам и говорили: «Ого, а это, оказывается, наши артисты». Песни, которые они слышат по радио их цепляют, но им по-прежнему кажется, что все хорошее в популярной музыке почему-то должно приходить либо с Запада, либо с Востока. 

Вообще, мы по-прежнему находимся под колоссальным влиянием российского музыкального рынка. Если бы с большим уважением относились к своим национальным корням, то больше бы ценили и потребляли свое. Не скажу, что средний пласт нашей поп-музыки, рассчитанной на массового слушателя, так уж сильно проигрывает российской или украинской в качественном отношении. Сергей Лазарев и Герман, Ани Лорак и Анна Шаркунова. Я не вижу принципиальной разницы. Взять Литву, которая находится на отдельном культурном поле и в то же время в европейском музыкальном контексте. Ни одного литовца нет, например, в американском хит-параде «Billboard» или в английском  «TOP 40». Несмотря на это, их местные звезды собирают 15-тысячные стадионы! Их обожают в своей маленькой стране. Причем это не разовый случай. Просто у них нет пренебрежительного отношения к своему.

— Мне довелось побывать на отборочном туре «Евровидения-2016». Есть, конечно, NAVI, воспитанник Виктора Дробыша Александр Иванов и другие. Но в основном мы копируем чьи-то идеи. Приехал народный фольклорный ансамбль – но что это, как не калька с «Бурановских бабушек», «Зомби» тоже скопировали свои образы…

— В случае с этим конкурсом совершенно не имеет смысла создавать и продавать оригинальный продукт. «Евровидение» — это такой поп-музыкальный ширпотреб. И на Западе его уже никто серьезно не воспринимает. Само по себе «Евровидение» вторично. 90 процентов участников копируют что-то, что было до них. Песня шведа Монса Зелмерлева  (победитель «Евровидения-2015») — звучит в точности, как фолк-дэнсхиты Avicii или Дэвида Гетта, которые лидировали в чартах 2—3 года назад.

— Но может ли сегодня, как считаете, фольклорный коллектив чем-то удивить после «Бурановских бабушек»?

— Фолк-коллективы могут быть очень разными. «Троица» — тоже фолк-группа. Другой вопрос, что ей это неинтересно… Если бы кто-то спросил мое мнение, я бы отправил Карпанова из «Дроздов» на «Евровидение». Мне кажется, номер с гусем, который он показал на отборочном туре, подошел бы идеально.

— Вас нередко приглашают различные СМИ как музыкального эксперта, да вы и сами сочиняете музыку. Вам все карты в руки, почему не пойти по пути Виталия Карпанова?

— Да, когда-то я работал в группе «Атлантика», сочинял тексты на английском. Музыку сейчас пишу больше для себя.  Если и рискну что-то вынести на всеобщее обозрение, то это будет что-то принципиально неформатное и интересное очень узкому кругу людей. Я не питаю иллюзий и надежд в 34 года стать поп-звездой, да и не хочу.

— Поговорим о проекте «Легенды. Live». Легко ли соглашаются звезды прийти и исполнить чужой хит? Для каверщиков это привычно, а для остальных есть риск прогореть…

— Молодые артисты сами просят, чтобы им подобрали какую-то песню. Те, кто постарше, по-разному, но в большинстве своем с охотой идут навстречу. Когда снимали первый сет «Легенд» (в тот момент мы и сами стопроцентно не понимали, какой должна быть программа), но уже тогда Тиханович согласился участвовать в смелых экспериментах. Александра Солодуху пришлось, впрочем, уговаривать, и он отлично спел «Сюзанну» Адриано Челентано.

Задача программы — не только рассказать о легендах мировой музыки, но и дать возможность белорусским исполнителям известный материал творчески переосмыслить. А еще поменять отношение зрителя к нашим музыкантам. Когда Алексей Хлестов делает прекрасный кавер на песню Rolling Stones, люди, которые считали его искусственным поп-героем, начинают понимать, что он-то на самом деле крут. 

— Если заглянуть на интернет-форумы, то в основном зрители положительно оценивают необычный проект. Но есть и другие мнения.  «Откровенно слабый проект. Нет драйва «Нирваны». Это просто смешно. Ребята с электронной попсятиной ничего, но только если не выходят из рамок своего жанра». Что скажете?

— Мы живем во время беспощадного постмодернизма, когда с искусством, в том числе каноническим, каждый делает то, что ему вздумается. Курт Кобейн, лидер группы, будучи человеком свободных нравов, сам делал каверы на многие песни и, думаю, хорошо бы к этому отнесся.

Я считаю этот проект самым органичным в моей практике и самым интересным. Не говорю, что все каверы были идеальными. Мы, например, не позволяли артистам делать с музыкой все, что им в голову придет. Если все захотят поработать в одной программе в стиле регги, то это будет полная ерунда. Нужно видеть все целиком, жанрово разнообразить кавер-версии, следить, чтобы ритм программы не зависал. Были и удачи. Группа «Стары Ольса» сыграла песню группы «Metallica» «One» на средневековых инструментах. За первые две недели —  более 600 тысяч просмотров на ютьюб со всего мира. 

— Программ вышло немало. Хватит ли еще звезд на другие выпуски?

— Мы уже сняли около 60, думаю, сделаем перерыв. Не потому, что не хватает артистов. Для такого проекта полтора года достаточно серьезный срок. «Легенда» — слово, уже само по себе ко многому обязывающее. И артистов, к которым его можно применить, в мире не очень много. Мы задумали рассказывать дальше о легендах нового времени (более современных коллективах), но как и когда это будет реализовано, пока не скажу. Пусть интрига сохранится.

— «Легенды. Live» идет в пятницу в 0.20. Не поздновато ли?

— Я доволен этим временем. Все-таки программа камерная, не рассчитанная на массовую аудиторию.Требуется определенный уровень подготовки. В любом случае все выпуски есть в интернете.

— С чего началась ваша карьера в медиа?

— Это было очень давно. Я пришел на программу «5х5» в качестве гостя. Отвечал на какие-то вопросы, и в тот момент Иван и Тамара Пинигины рассмотрели во мне потенциального ведущего, потом это развили, за что я им благодарен.

— В вашей биографии говорится, что главным экзаменом на телевизионную и лингвистическую профпригодность стал финал международного конкурса красоты Miss Supranational-2013. Почему именно он, ведь к тому времени вы уже имели около 10 лет опыта работы на радио и ТВ?

— Это все же самый масштабный проект в моей биографии. Трансляция шла на большое количество стран. Права на ошибку не было.  Текст сценария, который я писал, несколько раз вычитывался моими друзьями, для которых английский язык родной. Потом все это сверял, мне важно, чтобы моя речь была максимально близкой для носителей языка. На тот момент сработал настолько хорошо, что на следующий год меня пригласили в Польшу вести этот конкурс.

— Многие использовали бы этот шанс и выбились на медиапросторы другой страны. Есть же пример Дмитрия Шепелева.

— Можно было сделать такие шаги, но я считаю себя белорусом. Если уехать в Россию или Польшу, чем ты будешь отличаться от людей, которые считают нашу страну чьим-то придатком? Скорее, это проблема моего поколения. Я замечаю вот какую тенденцию: сегодня молодежь деятельна, готова креативить, ей интересно творить здесь, говорить на белорусском языке. Власти идут навстречу. Это интереснее, чем приехать в уже готовую среду. Там ты все равно будешь чужаком. 

— И в материальном плане вас все устраивает?

— Вполне. И здесь можно чувствовать себя комфортно. Мне, по большому счету, не нужны яхты и «Феррари». Не понимаю людей, которые машинами демонстрируют свой успех. И вижу, кстати, что так рассуждают многие из моего поколения. Ценности меняются, в современном мире есть куда потратить деньги с большим смыслом.

— Иван, а кем вы себя видели до того, как попали на ТВ, по вашему признанию, случайно?

— Я учился в лингвистическом институте, постигал иностранные языки и предполагал делать карьеру в академической среде. Но к пятому курсу понял, что мне не хватает терпеливости, усидчивости и научной въедливости. Интересуюсь многим как любитель и дилетант, это дает больше свободы.

— Признайтесь, не мечтаете на нашем ТВ стать звездой уровня вашего тезки Ивана Урганта?

— А зачем? У нас многие пытаются, хотят быть как Ургант, даже внешне. Мне повезло с «Легендами» в том плане, что можно было покопаться в своей индивидуальности и показать это на камеру. Я в своей профессии стараюсь быть собой. Иначе будешь выглядеть просто смешно. Хотя есть, конечно, ориентиры, и Ургант, бесспорно, эталон.

— Судя по всему, вас можно назвать трудоголиком?

— Если человек любит свое дело, это нормальное состояние. Если увлеченности нет, всегда страдает результат. Разумеется, бывают моменты, когда что-то не устраивает, но стараешься себя переломить. Зрителю безразличны твои экзистенциальные кризисы.

— Мы начали с итогов года. А в личной жизни?

— Сын в детский сад пошел. Мы сейчас переживаем фазу большого родительского стресса (улыбается. – Прим. авт.).

— Иван, спасибо за беседу!

— Взаимно. Поздравляю читателей с прошедшим Новым годом и наступающим Рождеством! Надейтесь на себя, любите близких, интересуйтесь окружающим миром. Он вас не разочарует.

korshuk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter