История выздоровления

Три года назад на Витебщине завершился эксперимент по совершенствованию механизма хозяйствования в здравоохранении. Самое время поговорить о его эффективности
Три года назад на Витебщине завершился эксперимент по совершенствованию механизма хозяйствования в здравоохранении. Самое время поговорить о его эффективности

Вряд ли кто–то станет спорить, что во времена СССР существовала определенная тяга к гигантомании. Ну очень любили высокие советские начальники шикануть кругленькими цифрами: мол, выплавили столько–то тонн чугуна, построили столько–то школ... Одним словом, чем больше — тем лучше! Но всегда ли качество напрямую зависело от количества?

Когда–то эффективность системы здравоохранения измерялась количеством коек в стационаре. От этих цифр зависело и финансирование. А что эти самые койки стоят пустые или заняты теми, кто мог бы получить помощь в поликлинике, почему–то мало кого интересовало. Не интересовало до определенного времени, точнее говоря, до тех пор, пока и медики стали считать деньги. Специалисты, в том числе из Витебского облздрава, ездили в командировки, общались с российскими коллегами и видели, что существуют другие, более эффективные механизмы хозяйствования. Они обратились с предложением в Министерство здравоохранения и сумели убедить, что самый обыкновенный, не являющийся показательным Витебский регион сможет провести эксперимент по совершенствованию механизма хозяйствования в отрасли. И в 2001 году закипела работа.

Во–первых, было решено отказаться от «коечного» принципа финансирования, а перейти на территориальный, когда объемы медицинской помощи зависят от количества проживающих в том или ином городе, районе. Предусматривалось, что в год на человека из бюджета выделяется конкретная сумма денег (в 2005 году в Витебской области — 240 тысяч рублей). Это так называемое подушевое финансирование, государственная гарантия оказания бесплатных медицинских услуг.

Во–вторых, акценты от дорогостоящих стационаров стали смещаться к менее затратным амбулаторно–поликлиническим службам. «Понятно, что не стены и питание лечат, — говорят мне специалисты Витебского облздрава, — а лекарства, капельница и современная диагностика. Представьте себе, что день пребывания больного в круглосуточном стационаре обходится бюджету в 37 тысяч рублей. Причем доля медикаментов здесь всего–то 6 тысяч. И если оперативно не провести диагностику, не начать лечение, в какие затраты это выливается!»

Постарались уменьшить и еще одну весомую расходную статью — вызов скорой помощи. В ходе эксперимента, который продолжался два года, количество звонков в «скорую» на Витебщине сократилось почти на 30 процентов. В стационарах стало на 2 тысячи коек меньше. Также средний срок пребывания пациента на больничной койке сократился примерно с 15 до 12 дней. Так как мы говорим не только о медицине, но и о деньгах, любопытно будет узнать, что за время эксперимента удалось сэкономить порядка 20 миллиардов рублей! В Витебске уверены: если бы не было эксперимента, не удалось бы приобрести третий компьютерный томограф для областной больницы, закупить 30 фитальных мониторов для контроля за состоянием плода, 18 рентгеноаппаратов, 86 электрокардиографов, ультразвуковое и эндоскопическое оборудование, 53 автомобиля и еще многое–многое другое. Это очень важно, так как материально–техническая база в Витебской области остается, мягко говоря, слабой. Почему? Да потому, что более 60 процентов рентгеновского оборудования требует обновления, почти половина всех помещений не имеет горячего водоснабжения, а пять процентов зданий, где трудятся медики, построены еще до войны...

Предвижу два вполне закономерных вопроса: если «сокращались» койки в стационарах, уменьшалось количество вызовов «скорой помощи», не привело ли это к ухудшению качества медицинского обслуживания? И как работает территориальная программа формирования бюджета здравоохранения на селе, где численность населения сокращается? Да, количество коек в больницах уменьшилось, но зато резко возрос поток пролечившихся в дневных стационарах при поликлиниках. Если в 2000 году таких больных было чуть меньше 14 тысяч, то в 2002 г. — уже более 20 тысяч. Чтобы разгрузить «скорую», часть вызовов, а также работу с хроническими больными переадресовали на неотложную помощь при поликлиниках.

В деревне, правда, все оказалось несколько сложнее. Программа возрождения и развития села, конечно, помогает, но зачастую современные экономические принципы здесь натыкаются на специфику уклада жизни сельчанина, его психологию. Содержать, к примеру, ФАП в деревне, где всего–то сотня жителей и где за неделю на прием придут 1 — 2 человека, неоправдано (количество ФАПов за время эксперимента уменьшилось на 27). Сейчас основной упор делается на сельскую амбулаторию, где работает врач общей практики. Мол, старикам и старушкам в город по пустякам мотаться не стоит. Но, как показывает опыт, для многих больных пожилых людей проблематично добраться и до амбулатории, которая, к примеру, в соседней деревне находится. Малоприятная ситуация, к примеру, возникла после реорганизации Парафьяновской сельской участковой больницы в амбулаторию с дневным стационаром в Докшицком районе. «Пока не выехали на место, не встретились с местным населением, поток жалоб не прекращался, — рассказали мне в облздраве. — Тогда мы пришли к выводу, что необходимо активно развивать выездные формы работы на селе. Врач с аптечным работником и медсестрой должны регулярно посещать и отдаленные населенные пункты для профилактической работы. Пусть там 5 — 10 человек живут, но ведь это наши граждане и забывать о них ни в коем случае нельзя».

Если говорить о доступности качественных медицинских услуг для сельских жителей, то нельзя не упомянуть о межрегиональных центрах, созданных в Полоцке, Новополоцке и Орше, взявших на себя часть потока больных из Верхнедвинского, Миорского, Россонского, Толочинского, Дубровенского и других районов. Особая роль здесь отводится областным и особенно республиканским медицинским центрам, которые имеют современное оборудование и высококлассных специалистов.

Деньги, оборудование... Без этого, понятно, никуда. Но не стоит забывать, что в ходе эксперимента приходилось перестраивать психологию руководства администраций некоторых районов, главврачей, медперсонала. Эксперимент шел неравномерно, и во многом благодаря своеобразным «локомотивам» — Миорскому, Лепельскому, Поставскому районам, Полоцку, персоналу и руководству Витебской областной клинической больницы, детской областной больницы — он состоялся, был одобрен Минздравом, а затем и распространен на всю страну. Где–то он прижился и сейчас работает более эффективно, чем на «стартовой площадке». Но в Витебске о своих проблемах знают и уже не в рамках эксперимента, а в ходе выполнения концепции развития здравоохранения, принятой Минздравом до 2007 года, продолжают их решать. На первый план сейчас выходит техническое переоснащение областных и сельских медучреждений, компьютеризация диспетчерских служб скорой помощи, внедрение социальных стандартов, решение кадровой проблемы. Эксперимент завершился, но ведь жизнь продолжается.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter