Гродненские историки хотят внести городской некрополь в список историко-культурных ценностей

История томится за оградой

Гродненские историки хотят внести городской некрополь в список историко-культурных ценностей. Нужны деньги, чтобы каждый год восстанавливать хотя бы несколько захоронений этого уникального объекта. Многие из них пребывают в плачевном состоянии. 

  
Гродненский историк Андрей ВАШКЕВИЧ


Старое кладбище по улице Антонова расположено в самом центре города. Здесь покоятся землевладельцы, офицеры нескольких европейских армий, чиновники, учителя, врачи, артисты, владельцы магазинов и больших предприятий — целые поколения жителей. Надгробные ансамбли, которые создавали архитекторы и художники, отражают множество стилей сакрального искусства, начиная с классицизма XVIII века. Надгробные статуи, стелы и кресты имеют высокую художественную ценность. Историк Андрей Вашкевич, заведующий отделом новейшей истории Гродненского государственного историко-археологического музея, беспокоится за сохранность некоторых из них:

«Сейчас мы с коллегами готовим необходимую документацию для Минкульта. Возможно, табличка историко-культурной ценности в одночасье не изменит существующее положение дел. Зато мы сможем рекламировать некрополь, привлекать гранты и участвовать в проектах. Опасение вызывает скорость рассмотрения подобных вопросов. К реконструкции историко-культурных ценностей предъявляются большие требования». 

Кладбище по улице Антонова сравнивают с Лычаковским во Львове и Росса в Вильнюсе
Кладбище по улице Антонова сравнивают с Лычаковским во Львове и Росса в Вильнюсе  

Гродненский некрополь способен впечатлить даже самого прожженного скептика. Кладбище располагается на двух оборонительных валах и разделено на две части — православное и католическое. Последнее основано в 1792 году. Получается, что гродненское кладбище — самое старое коммунальное захоронение в стране. Здесь можно найти могилы австрийских солдат, участвовавших в сражениях 1812 года. Самая известная могила тех времен – памятник генерал-майору Сергею Ланскому, шефу Белорусского гусарского полка. Материалы многих памятников уникальны. Здесь есть плиты из песчаника, завезенного из дальних стран, мрамора, гранита. Огромный интерес искусствоведов вызывают чугунное литье и ковка.

Вот могила Элизы Ожешко. Она выделяется среди других ухоженностью и обилием цветов. Но таких здесь мало. Недалеко могила мамы Максима Богдановича. Повернем направо — и перед нами памятник гродненскому инженеру Василию Небольсину. Именно он проектировал здание на нынешней улице Ожешко, где когда-то заседал Столыпин. В католической части захоронения более древние, а потому еще больше нуждаются в реставрации.

Кладбище по улице Антонова можно сравнить с Лычаковским во Львове и Росса в Вильнюсе. Туда посетителей пускают за деньги, но нам бы не утратить хотя бы то, что есть. Главный специалист по музеям и охране историко-культурных ценностей управления культуры Гродненского облисполкома Оксана Коханова озабочена сохранностью десятков потенциальных памятников архитектуры. Увы, они тоже пока не могут похвастаться порядковым номером в списке историко-культурного наследия.  

— Мы отправили в Министерство культуры полностью готовые к рассмотрению пакеты документов на 32 объекта Гродненщины еще в 2010-м, — вспоминает Оксана Коханова. — Пока окончательно не утвержден ни один из них. Все они были рассмотрены с 2012-го по 2014 год. Получены рекомендации о присвоении им статуса историко-культурной ценности. Однако окончательное решение принимает Совет Министров, но его пока нет. В Гродно, например, статуса ждут Станиславовские кафельные мастерские. Потрачены деньги на изготовление научного паспорта, но нет смысла заказывать табличку, пока нет окончательного решения и номера.  

Гродненские историки готовы идти до конца. Летом они будут собирать все необходимые документы и фотографии. Радует одно: пока объект находится в очереди на рассмотрение, его не могут снести или дополнить каким-нибудь новоделом.

Начальник управления по охране историко-культурных ценностей Министерства культуры Игорь Чернявский наслышан о гродненском некрополе. Предложения  причислить его к охраняемым объектам старины звучали еще 7—8 лет назад. Но никаких реальных шагов защитники старины пока не предприняли. Существуют специальные инструкции с примерами обоснований, есть постановление Сов-мина № 762 от 2006 года, никто не отменял закон об охране памятников истории и архитектуры. Срок рассмотрения заявки — 30 дней, если потребуются дополнительные сведения, его могут продлить до 60 дней. А составить такую просьбу может любой желающий.

Городские кладбища по меркам вечности живут недолго: каких-то 150—200 лет. Пока не станет тех, кто приходит ухаживать за надгробьями. Потом на этом месте построят детские сады, дома или торговые центры, а некрополи перенесут на окраины. Срок жизни гродненского кладбища давно истек, но память не хочет покидать эти древние холмы с уникальными памятниками земного искусства.
Фото автора
Tanula.K@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter