В поисках утраченного. Железнодорожный кластер Минска на рубеже XIX – XX веков

История под перестук колес

В 1871 — 1876 годах в Минск наконец пришла новая реальность XIX века — железные дороги: Московско-Брестская и Либаво-Роменская. Жизнь тихого, довольно провинциального города коренным образом изменилась.

Преобразовалась даже его планировочная структура: пути разрезали городскую территорию на отдельные районы, что заметно по сей день. А тогда Минск начал расти главным образом в юго-западном направлении вдоль железнодорожных путей. И очень скоро приобрел статус одного из важнейших железнодорожных узлов Российской империи. В городе действовали два вокзала: Виленский, принадлежавший Либаво-Роменской железной дороге, и Брестский — именно он в 1871 году принимал первые прибывавшие в Минск поезда. 

Минск. Александровский (Брестский ) вокзал (нач. ХХ в.).

Что же конкретно «привезли» железные дороги Минску?

В первую очередь, конечно, оживление торговли и промышленного производства, а также увеличение числа рабочих за счет двух железнодорожных депо и ремонтных мастерских станции «Минск». В 1895 году в ремонтных мастерских подвижного состава Московско-Брестской железной дороги трудилось 355 человек, а уже через несколько лет — 581.

В 1890-х годах Минск стал одним из центров оптовой и транзитной торговли всего северо-западного региона. Спирт, лесные материалы, кожевенные изделия и другие товары вывозились из Минска в Москву, Петербург, Киев, Харьков и в западном направлении — Мемель (Клайпеда), Данциг (Гданьск), Кенигсберг (Калининград). Через Минск шла торговля хлебом, скотом, мясом, льном, дегтем, пенькой, птицей.

Минск. Железнодорожные мастерские после авианалета, 1915 г.

В Минске работали три железнодорожные мастерские по ремонту вагонов и паровозов. В 1900 году в мастерской Либаво-Роменской железной дороги насчитывалось 133 рабочих, а сумма годового производства составляла 250.000 рублей. К 1913 году число рабочих возросло до 171, годовое производство — до 342.000 рублей. В депо Московско-Брестской железной дороги число рабочих увеличилось за это же время со 144 до 326 человек, годовое производство — со 156.000 до 580.000 рублей. Самой крупной считалась паровозно-вагоноремонтная мастерская Московско-Брестской (с 1912 года — Александровской) железной дороги, где в 1913 году трудились 480 человек, а годовое производство достигало 960.000 рублей.

Минск. Железнодорожные составы на Виленском вокзале (нач. ХХ в.).

Что еще получил город под паровозный свисток? Взгляните на фото, запечатлевшее местную светскую публику у Александровского (ранее — Брестского) вокзала. Именно к его перрону по пути в Варшаву прибывали поезда, окутанные европейским шармом и романтикой. Для кого-то они олицетворяли мечту, чаще несбыточную, кому-то указывали вполне конкретный будущий маршрут…

Минск. Виленский вокзал (конец XIX в.).

Мечта — стать машинистом

Вообще, железнодорожники составляли в значительной мере привилегированную группу минских рабочих. Им гарантировался ежегодный оплачиваемый отпуск, бесплатный проезд в поездах, форменное обмундирование, льготы по оплате квартиры. Да и зарплаты назначались на зависть многим другим. Захар Шибеко в своей книге «Минск 100 лет назад» приводит следующие данные. В 1901 году машинист зарабатывал 70 рублей в месяц, его помощник — 50, кочегар — 17 — 30, сторож — 12 рублей. Минские машинисты паровозов могли позволить себе даже нанять прислугу. В 1911 году средний месячный заработок железнодорожных рабочих составлял не менее 32 рублей, и этого уже хватало, чтобы более-менее сносно обеспечить потребности семьи, в то время когда минский заводской рабочий получал в среднем 15,2 рубля. Некоторые владели собственными домиками с небольшими приусадебными участками, пусть и в таких порой утопающих в грязи предместьях, как Добрые Мысли, Уборки, или в Железнодорожном поселке. Но там уже можно было сдавать комнаты квартирантам, чтобы скопить денег детям на образование. 

Минск. Встреча поезда у Александровского (Брестского) вокзала (нач. ХХ в.).

И так складывалось с самого начала. Когда в марте 1876 года администрация попыталась задержать заработную плату рабочим минских мастерских Московско-Брестской железной дороги, те первыми в Беларуси поднялись на забастовку: в ней участвовало 300 человек. Начальнику железной дороги пришлось отдать распоряжение немедленно выплатить деньги, и через сутки работа в мастерских возобновилась. Надо сказать, правительство считалось с требованиями железнодорожников, опасаясь протестного движения в их среде.

Минск. Железнодорожная церковь, 1918 г.

Переход на военные рельсы

Лето 1914 года. Началась Первая мировая война. К концу октября 1915 года Минск стал прифронтовым городом. Ситуация в городе складывалась тяжелейшая. Железнодорожные ремонтно-механические мастерские перешли в ведение артиллерийского ведомства и переключились на выполнение военных заказов: ремонт артиллерийских пушек, производство снарядов, гранат и т.д. Минский военно-промышленный комитет эвакуировал 16 предприятий и около тысячи наиболее квалифицированных рабочих.

Кстати, еще в мирное время на улице Вокзальной, 10 размещалось управление военного коменданта. Здание стояло за железнодорожными путями, напротив Виленского вокзала. Рядом действовал сборный пункт новобранцев и четыре казармы (каждая на 400 человек), откуда железной дорогой их везли к месту будущей службы. Не в экспрессах, конечно, — в простых дощатых вагонах. И хотя в пути всегда имеет значение, как едешь, все-таки важнее — куда…

Минск. Управление Либаво-Роменской железной дороги (нач. ХX в.).

Железнодорожные адреса Минска из книги З.Шибеко «Минск 100 лет назад»:

♦ Улица Магазинная, 5 — угол Серпуховской и Магазинной, дом дворянки Ядвиги Кастровицкой. Здесь размещалось управление Либаво-Роменской железной дороги, а также аптека и общество взаимопомощи железнодорожников, образованное после 1905 года. Здание в стиле модерн возвели в 1911 году, оно сохранилось, сегодня это улица Кирова. 

♦ Угол улиц Захарьевской и Ново-Московской — место, где стояла привокзальная Казанская церковь, сейчас примерно район площади Мясникова. Храм возведен в начале ХХ века взамен временно действовавшего с 1890 года деревянного. 

♦ Угол Захарьевской и Архиерейского переулка, дом Лейбы Барща. Государственный контроль Либаво-Роменской железной дороги. Примерно на этом месте возведен Республиканский дворец культуры профсоюзов. В названном выше подразделении железной дороги служил Петр Румянцев, в квартире которого в марте 1898 года состоялся I съезд РСДРП.

Минск. Дом железнодорожника, где в 1898 году проходил I съезд РСДРП.

ВЫСТАВКА

В Государственном литературно-мемориальном музее Якуба Коласа открылась первая экспозиция из серии выставок масштабного культурно-исторического проекта «Война и мир. Беларусь помнит», посвященного 75-летию Великой Победы. Его организаторами выступили Министерство информации и лауреат премии Президента «За духовное возрождение» Владимир Лиходедов при содействии Министерства культуры, издательского дома «Беларусь сегодня». 

Представленные экспонаты посвящены событиям войны 1812 года.

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter