Ученые НАН воссоздают 3D-облик разрушенных шедевров белорусской архитектуры

История на ладони

Новогрудский замок давно стерт с лица земли, и от него остались лишь руины двух из семи башен. Но инженер-программист отдела совместных программ космических и информационных технологий Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Екатерина Медик (на снимке) едва ли не буквально «вертит в руках» этот шедевр старинной архитектуры — целый и невредимый.


Фото автора

На экране монитора замковый комплекс, воспроизведенный в формате 3D, предстает в первозданном виде. И движением компьютерной мыши его можно развернуть в любое положение, чтобы с удобного ракурса лучше рассмотреть детали зданий, которые, вплоть до элементов декора и особенностей кирпичной кладки, хорошо различимы. Можно даже одним кликом «запустить солнце», и светило будет послушно описывать дугу над древними стенами, чтобы зритель имел возможность полюбоваться движением теней.

Так ли на самом деле выглядел замок в те времена, когда он был наполнен жизнью? Ученые уверены, что воспроизведенный архитектурный облик мало отличается от оригинала. Ведь при компьютерном моделировании объемного портрета использовались и частично сохранившаяся техническая документация, и старинные рисунки, и исторические свидетельства, и материалы археологических раскопок, и даже данные, полученные со спутников дистанционного зондирования Земли.

Собственно говоря, именно возможности космической съемки и позволили ученым запустить уникальный проект трехмерной реконструкции архитектурных и культурных объектов. Ведь соответствующее программное обеспечение и другие научные заделы изначально создавались для того, чтобы лучше воспроизвести рельеф земной поверхности — придать объем плоским снимкам, которые передаются с орбиты. Это важно и для строителей, и для служб МЧС, и для военных, так как продолжение поговорки «гладко было на бумаге…» все знают.

Инициатором проекта «Золотое замковое кольцо Беларуси», поддержанного руководством Академии наук и победившего в конкурсе БРСМ «Сто идей для Беларуси» в 2011 году, стал молодой ученый, научный сотрудник Объединенного института проблем информатики НАН Дмитрий Прадун.


— На первом этапе мы с коллегами планировали, во-первых, разработать программное обеспечение, с помощью которого объемные модели можно будет показывать без дополнительных программных средств, предназначенных для создания 3D-моделей, — вспоминает Дмитрий. — Во-вторых, была поставлена и практическая цель — создать виртуальные онлайн-реконструкции наиболее известных исторических объектов с тем, чтобы их можно было размещать на сайтах организаций историко-культурного и туристического профиля. Благодаря тому, что на наши обращения откликнулись и согласились стать потребителями нашей продукции управления культуры Брестского и Гродненского облисполкомов, а также Гомельский дворцово-парковый ансамбль, проект вошел в государственную научно-техническую программу «Информационные технологии». Он стартовал в прошлом году. Мы работаем над созданием 11 моделей, в числе которых Гомельский дворцово-парковый ансамбль, усадебно-парковый ансамбль Немцевичей, Ружанский дворцово-парковый комплекс, Коссовский дворец Пусловских, Любчанский, Новогрудский, Кревский, Гольшанский, Лидский и Мирский замки, Старый замок в Гродно. К этому времени некоторые 3D-модели архитектурных памятников уже готовы и размещены на сайтах.

Важно, что ученые не ограничились просто созданием красочной объемной картинки. Они дополнили ее справками об истории и особенностях архитектуры памятников старины, подготовленными совместно со специалистами Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН. Это позволяет использовать 3D-модели не только в качестве презентации исторических памятников в сети интернет и на музейных стендах для привлечения туристов, но и как учебное пособие для школьников и студентов.

В перспективе ученые предполагают создать виртуальные двойники и других исторических объектов республики, о которых имеются хотя бы какие-то достоверные свидетельства. При этом если исследователи будут располагать описанием внутреннего убранства и интерьера и если заказчик проявит интерес можно будет не ограничиваться внешним видом дворцов и замков, а предложить посетителям сайтов совершить увлекательное путешествие по залам.

Заведующий отделом совместных программ космических и информационных технологий Объединенного института проблем информатики НАН Сергей Кореняко считает, что проект должен активно развиваться и в области современной архитектуры. Ведь проектировщикам и строителям очень важно представлять, как новое здание впишется в городскую застройку, а 3D-модели в этом случае — лучшее средство разрешения творческих конфликтов до того, как на объекте начнет работать строительная техника. Кроме того, архитекторы смогут свободно экспериментировать и с обликом своих творений, создавая их сначала в виде виртуальных моделей. Все технические решения для исполнения такого замысла у исследователей есть, и дело лишь за спросом.

pat_50@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter