Макрон победил на президентских выборах во Франции, но с этим не все гладко. Почему и что дальше?

Историческое беспокойство

Во Франции 24 апреля прошел второй тур президентских выборов, который ознаменовался триумфом действующего главы государства Эммануэля Макрона. Он заявил: новый мандат будет «неспокойным, но историческим». Что ж, страну действительно штормит. Общество во Франции раскололось еще во время предвыборной кампании, а через полтора месяца республику ждет новое голосование, которое уже окрестили «третьим туром». Эксперты предупреждают: к парламентским выборам победа Макрона может стать пирровой.


После подведения итогов голосования у многих возник вопрос, насколько уверенной можно назвать победу Макрона. Это достаточно легко вычислить. Результат действующего президента во втором туре составил 58,55%. За его соперницу, главу крайне правой партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен проголосовали 41,45% избирателей. Разница – чуть более 17%. А теперь сравним это с показателями 2017 года, когда Макрон и Ле Пен тоже столкнулись во втором туре. Успех нынешнего лидера пять лет назад был более показательным: 66,10% против 33,90% у соперницы (это более 32% разницы). Проводя параллель с прошлым, понимаешь, почему Ле Пен назвала свой результат «громкой победой».

Но есть и другие факторы. Во-первых, Франция в 2022-м забила тревогу из-за низкой явки на выборах – для политически активной страны это довольно нетипично. Во-вторых, как признал сам Макрон, многие проголосовавшие за него на самом деле ярыми сторонниками не являются – они просто не хотели видеть на посту президента Ле Пен. В-третьих, по Франции уже прокатилась волна рассказов о фальсификациях в пользу Макрона и протестов на улицах. Не то чтобы все вышеперечисленное могло подтолкнуть страну к революции, но промежуточный вывод сделать можно: позиция у переизбранного президента более шаткая, чем была пять лет назад.


Это понимает и сам Макрон, и его соперники. Дело еще и в том, что в июне французы будут выбирать депутатов Национального совета (нижняя палата парламента). Если президент не сможет заручиться поддерживающим его большинством в законодательном органе, то по факту будет серьезно ограничен в действиях. И у Макрона есть все шансы оказаться в таком незавидном положении. 

Ле Пен уже анонсировала анонсировала «большую избирательную битву» в парламент вместе со всеми, кто «против Эммануэля Макрона». Экс-кандидат в президенты Эрик Земмур призвал к «объединению всех правых» перед выборами. При этом лидер «Реконкисты» считает, что надо действовать «против блока Макрона и блока основателя «Неподчинившейся Франции» Жан-Люка Меланшона, дабы не допустить их полной победы». А сам Меланшон уверяет своих соратников, что те «могут победить Макрона и его сторонников и выбрать другой путь развития страны». В общем, агитаций и призывов не перечесть – в июне во Франции будет по-настоящему жарко. Единства в этом хоре голосов не слышно, и, если к лету ситуация не поменяется, для Макрона настанет время понервничать.


Он этого, конечно, попытается не допустить. Переизбранный президент в победной речи отдельно обратился к голосовавшим за него по принципу «только бы не Ле Пен», поддержавшим соперницу избирателям, а также тем, кто на выборы не пришел. Макрон заверил, что видит себя «президентом всех французов» и готов найти ответы на запросы разных групп общества. Но слова есть лишь слова, а что кроме них?

Видя, как обрадовался ЕС после победы кандидата, выступающего за европейское единство, можно предположить: Макрон этот фактор наверняка попробует обернуть в свою пользу. Правда, образ серьезной фигуры на международной арене уже несколько устарел: его Макрон активно использовал еще перед выборами, играя на украинской повестке. К тому же, 24 апреля показало, что вопросы финансов людей волнуют совсем не меньше, чем политические подвижки за рубежом. С этим же в условиях введения новых санкций в отношении России может возникнуть проблема.

Иначе говоря, Макрон, хоть и победил, но оказался в очень непростой ситуации. Сейчас кажется, что все его козыри выложились на обозрение миру перед вторым туром – коль так и есть, в третьем бороться будет не с чем. Если большинство Макрона не сможет собраться в парламенте во второй раз, наверняка встанет вопрос коалиций. Вот тут-то и начнется настоящий хаос. 

Будет неспокойно. Но, наверняка, исторически.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter