У 90% пролечившихся от алкогольной зависимости случается рецидив

Искусство врачевания души

У 90% пролечившихся от алкогольной зависимости случается рецидив
Это не парадокс, а научная статистика: практически каждый третий человек за свою жизнь рано или поздно нуждается в помощи психотерапевта или психиатра. При этом почему–то бытует мнение, что отправиться на лечение в «Новинки» (а именно так в обиходе до сих пор называют крупнейший в стране Республиканский научно–практический центр психического здоровья) — значит поставить на себе клеймо психически больного человека. Специалисты между тем приводят такие цифры: принудительно сюда госпитализируют лишь каждого пятидесятого из без малого 19 тысяч пациентов в год. Абсолютное большинство сами приходят за помощью, многие не по одному разу. Репортаж «СБ» о том, как врачуют душу, борются с наркоманией, алкоголизмом и другими зависимостями нашего времени.



Каждый пациент — своя история. Заигравшиеся в «танки» и запившие. Впервые попробовавшие спайсы и возомнившие себя Наполеонами. Наглотавшиеся таблеток и порезавшие себе вены. Брошенные и, по сути, превратившиеся в детей старики и мамочки, впавшие в послеродовую депрессию. Страдающие анорексией девчушки и жаждущие откосить от армии призывники. Места на 22 гектарах — целый городок! — здесь хватает всем.

Масштабы действительно поражают. Задаю директору центра Александру Старцеву вопрос: «Значит ли это, что проблемы, связанные с психиатрией и наркологией, вышли на первый план?» В ответ главный внештатный психиатр Минздрава приводит показательную цифру из официальной информации ВОЗ: в европейском регионе около 15% населения страдают психическими расстройствами различного характера. Фактически каждый шестой! 


Александр Старцев

— Причем, по данным аналитиков, эта цифра к 2020 году может вырасти вдвое, —
предупреждает Александр Иванович. — Все закономерно: главную роль стали играть знания и технологии, отрасли, которые требуют колоссальных умственных нагрузок. Вся эта гонка за временем держит человека в постоянном напряжении, или, как модно говорить, человек испытывает хронический психоэмоциональный стресс. В такой ситуации неизбежно возникают срывы...

Алкогольные в том числе. В отделениях, куда нас ведут (а в РНПЦ психического здоровья, к слову, их издавна обозначают по номерам), сотни мужчин и женщин разного возраста и социального статуса пытаются выйти из «штопора». Большинство в здешних палатах далеко не впервые. Только, сразу оговариваются специалисты, это вовсе не значит, что в свое время их недолечили.

— По данным ВОЗ, если алкоголик после лечения не пьет полгода — это хороший результат. У большинства же из них — речь примерно о 90% — рано или поздно случится рецидив. Другое дело, что человек с этим рецидивом будет делать. Если немедля прибежит за помощью — это уже победа. Значит, он не успеет пропить зарплату, оскорбить собственных детей... — замечает заведующий 21–м отделением Владимир Иванов.

— Нужно понимать, что чем раньше пациент обратился к специалистам, тем сроки лечения будут короче и тем меньшими дозами препаратов можно обойтись. Требования времени сейчас таковы, что крайне важно не выпасть надолго «из обоймы» и как можно раньше вернуться к выполнению своих обязанностей, — добавляет Александр Старцев. — Если раньше психозы, равно как и алкогольную зависимость, лечили 2 — 3 месяца, то сейчас в среднем справляемся за 30 дней.


МРТ покажет: не опухоль ли или гематома маскируется под белую горячку?

В 18–м отделении от тяги к спиртному спасаются преимущественно женщины. Настраиваюсь на общение с пациентками с типичным иссиня–малиновым лицом. Но нет. Первой же собеседнице по имени Светлана искренне делаю комплимент: мол, настолько хорошо выглядите, что никогда бы не подумал... Заведующая отделением Татьяна Будницкая подтверждает: вот и близкие порой до последнего не догадываются о том, что их жена или мама столкнулась с алкогольной проблемой. Слишком уж дамы — натуры скрытные и изворотливые. Как результат: многих привозят сюда на скорой помощи в состоянии белой горячки.

— В обществе отношение к пьющим мужчинам и женщинам абсолютно разное. К последним — сплошь негативное. На них ставят крест: ты — плохая жена, мать, специалист... Алкоголизм тем временем у женщин формируется быстрее. Все чаще на лечение к нам попадают бизнес–леди с достатком, которые постоянно посещают приемы и фуршеты, пить начинают с шампанского или хорошего вина, а потом, особенно если подписывают какие–то договоры с мужчинами, переходят и на элитный виски.

В лечении зависимостей есть свои особенности: всевозможные лекарства, пусть и самые современные, а также процедуры (вроде кислородной барокамеры, которая при любом отравлении, будь то алкоголем, наркотиками, лекарствами или угарным газом, насытит клетки кислородом, вернет к жизни и заставит иммунную систему работать лучше) лишь очистят от шлаков организм. Но не приведут в порядок мозги. Вот почему лечат здесь в первую очередь словом. Психологи совместно с психотерапевтами. Коллективно и индивидуально. Порой в две смены, чтобы не оставлять проходящих лечение один на один с собой. Иногда, говорят, помогает даже легкое вмешательство. Правила общения, как «Отче наш», знает даже младший медперсонал. Взвешивают каждое слово, никогда не смотрят косо — иначе люди с особо тонкой душевной организацией того и гляди сорвутся. 


Поделкииз бумаги — отдушина для пациентов

— Лечение включает в себя и трудотерапию: уборку территорий, помощь санитарам, в реанимации в том числе. Пусть со стороны посмотрят, что бывает с людьми, находящимися на грани жизни и смерти, это не повредит, — вместе с Владимиром Ивановым проходим мимо парней, моющих в одном из коридоров отделения полы.

Александр Старцев говорит прямо: основная суть здешней реабилитации — дать знания. А рассчитывать на то, что за две недели тебя приведут в порядок и на этом можно будет поставить точку, глупо. Находящиеся в палатах РНПЦ должны признать и помнить всегда: они — алкоголики и ими остаются.

— Когда мы выходим за пределы центра, начинается постоянное капание на мозги. Ведь наш имидж в глазах окружающих уже сложился вполне определенный, — рассказывает пациентка Светлана. — Вот большинство и срывается вновь...

— И правда, многое зависит от позиции родственников. Работаем, к слову, и с ними, по субботам. Им также нужно объяснять, как вести себя с пьющим человеком, как правильно разговаривать, о чем и когда. Типичное «а ну дыхни», брошенное супругу по его возвращении с работы, — это недоверие, которое выздоровлению отнюдь не способствует, — объясняет заместитель директора по наркологии РНПЦ психического здоровья Оксана Колбасова. — Да и своих пациентов после окончания лечения в стационаре на произвол судьбы мы не бросаем. Советуем по вечерам посещать группы взаимопомощи. Даем адреса групп анонимных алкоголиков. Действительно, очень бы хотелось, чтобы они туда ходили. Если же человек в длительной ремиссии, ждем в качестве волонтера.


Кислородная барокамера очистит организм от шлаков

Увы, под острыми алкогольными и не только психозами порой скрываются и другие более серьезные заболевания.

— Если алгоритм лечения алкогольного делирия не действует, если человек не выходит из своего состояния достаточно долго, тогда ему сюда, — с Оксаной Колбасовой заглядываем в рентгеновское отделение, где находится современный МРТ. Прибор с доскональной точностью покажет, а не опухоль ли или гематома маскируется под белую горячку? И такое бывало. Помогут и тут. Взаимодействие с коллегами из других центров налажено.

Впрочем, здесь знают, что такое хеппи–энд. Мама, которая из–за алкоголя, кажется, потеряла все, вернула детей и устроилась на престижную работу. Парень, четыре года пивший не просыхая и в итоге попавший в реанимацию, уже 11 лет не берет ни капли в рот. И такие примеры — сами по себе лекарства, дарящие другим надежду.


РНПЦ психического здоровья в цифрах и фактах

• 80% пациентов центра, так сложилось исторически, — жители Минска и Минской области.

• Более 40% поступивших находились в состоянии психоза, почти 30% — с непсихотическими психическими расстройствами, около 20% — с наркологическими расстройствами.

• За время существования центра разработано более 30 новых технологий, которые способствуют оптимизации психиатрической и наркологической помощи.

deu@sb.by

Советская Белоруссия № 53 (24935). Среда, 23 марта 2016

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter