Искусство надувательства

Белоруска покорила мир своими фигурами из воздушных шариков

Белоруска Ирина Ткацевич — один из лучших в мире мастеров по работе с длинными воздушными шариками

«Винни, тебе какой нравится шарик: синий или зеленый?» — спрашивал Пятачок у Винни Пуха. Лидчанка Ирина Ткацевич предпочитает желтые. И не круглые, а длинные, которые в народе называют «колбасками». Из них она без проблем может сделать вечернее платье, любое животное или фигуру человека в натуральную величину. А ее дамские шляпки привели в восторг самого Треба Хейнинга — живую легенду аэродизайна, который первым в мире стал работать с шариками профессионально. С ним она познакомилась во Флоренции на Международном фестивале воздушных шаров BAСI-2010, откуда увезла главный приз.

Мистер Твистер

Разговор ведем в комнате, от пола до потолка заполненной белыми, желтыми и зелеными шариками, — Ирина оформляет «ромашковую» свадьбу.

— Берите шарик. Делаем собачку — вы двумя руками, а я одной, — командует Ирина. — Крутите в одну сторону, а не в разные.

У профессионального твистера из Лиды (именно так называют тех, кто работает с длинными шариками) фигурка готова меньше чем за минуту. Я управляюсь за две, но моей собачкой только детей пугать…

Ирина Ткацевич имеет диплом мехмата БГУ и работает инженером-программистом в филиале «Лидские электрические сети» РУП «Гродно­энерго». Семь лет назад она впервые взяла в руки шарик. Обучающие книги, диски, встречи с твистерами, семинары на фестивалях — и она в высшей воздушной лиге.

— Как все началось? Не было чувства самореализации. Я человек действия и чувствовала, что что-то могу. Только что?

Все стало на свои места, когда Ирина увидела фотографии с композициями американских аэродизайнеров. Несколько лет тренировок, и теперь ее работы — неизменный атрибут всех городских мероприятий. Они украшали главную сцену Лиды во время празднования 685-летия города, Дня Победы, Дня независимости, выставки-презентации «Лида-регион».

Ирина достает упаковки с «колбасками» разных размеров, цветов и производителей: американские, итальянские, мексиканские, колумбийские. Профессиональные аэродизайнеры покупают их обычно в специализированных фирмах. Ведь шарики, как и колбаса в магазине, имеют свой срок годности и условия хранения.

— Профессиональные шарики живут долго. Я как-то для нашего Дома культуры делала 4,5-метровую новогоднюю елку — вот, посмотрите фотографию, эти шарики потом целый год хранились. А еще был интересный случай. Тоже для Дома культуры делала летнюю полянку, а через полгода ее разобрали и решили выбросить. Рабочие отнесли шарики к мусорке и привязали, чтобы они не улетели. Тут выехала машина и, видимо, ради развлечения давай по ним ездить туда и обратно. А они целые! Водитель позвонил кому-то, через пять минут приехал бус, они погрузили туда шарики и куда-то увезли.

А вот после фестивалей все композиции сразу же, как говорят аэродизайнеры, «убивают» под невероятный грохот. Их не просто топчут и лопают руками, для этого дела привлекают даже тракторы.

Ирина выкладывает на стол несколько профессиональных насосов и компрессор. Чтобы работа была на высоком, качественном уровне, шарики не только крутить нужно с толком, но и правильно надувать.

— На последнем фестивале, который проходил в Москве, мне шарики надувала помощница. Обычно так работает большинство твистеров. Но вот на этой фотографии с нами стоит Том Бибо, легендарный твистер и шоумен. Он надувает шарики сам и не насосом, а ртом, причем семь-восемь за раз. Правда, он каждый год проверяет голову у врачей, так как это большое напряжение для сосудов.

Шляпа для Ляписа

За семь лет работы Ирина стала автором сотен композиций. Самая масштабная — четырехметровый клоун на велосипеде, за которую, выступая в составе российско-белорусской команды, удостоена первого места на фестивале в Италии.

— Нет, у меня нет любимой работы. Они все мои дети, — Ирина перелистывает страницы альбома. — Но есть сложные по исполнению, которые особенно памятны. Вот, например, школьница. Или фотография с молодоженами на скамеечке — я изначально видела ее по-другому, но потом она становилась такой объемной, что пришлось что-то химичить. Все равно получилась размером где-то 1,5 метра на 1 метр. Я ее делала три вечера. А сколько за все время сделано фигурок невест и женихов — просто не счесть. Но они все разные, я стараюсь не повторять одну работу дважды.

Чтобы подсластить ученикам открытие нового учебного года, лидская школа просила у Ирины что-нибудь этакое к 1 сентября. Тогда учеников встречали воздушные школьники. А на одной из свадеб гостям у ворот отдавали честь солдаты, сделанные из шариков, в полный рост — жених оказался военным.

На одном из фото в большой желто-зеленой шляпе запечатлена дочь Ирины Маргарита. Этот модный аксессуар с собой из Лиды в Минск увез музыкант Сергей Михалок.

— Мы с коллегой поспорили, подпишет ли мне Ляпис плакат или нет. Я ему подарила шляпу, а он на плакате написал: «Большое спасибо!».

В последнее время белорусский твистер активно осваивает воздушную моду. На последнем Международном фестивале в Москве Ирина участвовала в конкурсе платьев и заняла третье место.

— Есть такой шикарный мастер из Словакии Нико Фриц. Он делает платья и ездит с ними на показы мод по всему миру. Шоу открывается тем, что девушки выходят на подиум сначала в его платьях из шариков, а потом уже демонстрируют работы дизайнеров. Я бы тоже так с удовольствием поработала: недавно связалась с нашим модельером Сашей Варламовым и предложила ему устраивать такие же шоу и в Беларуси. Сейчас жду ответа.

Следующее на очереди белорусского твистера — исполнение из шариков человеческих лиц. Например, тот же словак Нико Фриц, один из кумиров Ирины, владеет им виртуозно.

— Когда мы были в Италии, он делал на семинаре Паваротти и комика Роуэна Аткинсона, который играет мистера Бина. Сходство великолепное, просто один к одному. А вообще, здорово принять участие в создании такой глобальной фигуры, как, например, делали на фестивале в Бельгии: два четырехметровых футболиста с воротами. Эта работа вошла в Книгу рекордов Гиннесса по количеству шаров и по высоте.

На прощание Ирина подарила мне большую воздушную ромашку. С ней в руках я шла по улице и улыбалась. А люди улыбались мне в ответ.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Фото: архив Татьяны ТКАЦЕВИЧ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter