Искусство и массы

Стать актером массовки в снимающемся фильме теоретически может любой желающий В фойе киностудии “Беларусьфильм” вывешиваются объявления с телефонами помощников режиссеров, которые занимаются подбором актеров массовых сцен для снимающихся в данный момент картин.

А фильмы белорусские и российские режиссеры на “Беларусьфильме” снимают постоянно. Причем в работе, как правило, несколько проектов одновременно: много уже сказано и написано о том, что для российских кинодеятелей снимать у нас — значит сэкономить денежные средства. И белорусские актеры, и массовка, и наши отечественные осветители, гримеры, костюмеры, пиротехники, “звукари” оплачиваются в несколько раз дешевле, чем их российские коллеги.
Средняя такса для участника массовки за съемочный день — 10 у.е. Правда, “съемочный день” — понятие растяжимое. Это могут быть и 3—4 часа, и 24 часа беспрерывного изображения на заднем плане курортников, в то время как на улице минус 15. Кино — великая иллюзия. Как правило, когда картина запущена в производство, сроки ее выпуска на экран достаточно сжаты. Поэтому лето часто приходится снимать зимой, и наоборот.
Участниками массовки обычно становятся студенты, причем не только творческих вузов. Вторая самая распространенная категория “массовщиков” — это лица без определенного рода занятий, безработные. Для массовки не нужно иметь ни яркую внешность, ни актерское дарование. Актеры второго плана (это уже следующая ступень “киноиерархии”) должны быть похожи на тот персонаж, в облике которого они две-три секунды покажутся в кадре с какой-нибудь фразой вроде “Кушать подано”. Массовке слов не доверяют и в камеру смотреть строго запрещают: за это — изгнание, и никаких десяти у.е., даже если до конца съемочного дня осталось пять минут. Массовка — это декорация, а потому допустимо, чтобы она лишь приблизительно походила на то, что изображает.
В фильме “Сибирский цирюльник”, рассказывают массовщики, лихих гусаров, скачущих на заднем плане в одной из сцен, изображали девушки-подростки, которым наклеили усы. Там, где снималась эта сцена, в местном клубе верховой езды нашелся лишь один парень-наездник. С такими же затруднениями, по слухам, столкнулся и отечественный “Беларусьфильм” во время съемок “Анастасии Слуцкой”: многих из конных татар, да и славян, изображали особы прекрасного пола. Что поделаешь, сегодня увлекаются верховой ездой больше женщины...
Мой собеседник, студент второго курса Олег Кабанов, рассказывает, что прошлой зимой он снимался в массовой сцене фильма режиссера Дмитрия Астрахана, в которой изображал сбежавшего из колонии зека. “Сбежавших зеков” было много, и к месту съемок, под Минск, массовку, наряженную уголовниками, везли на автобусе. Еще несколько автобусов перевозили тех, кто в сцене массовой драки законопослушных граждан с зеками должен был изображать жителей небольшого городка. Когда все доехали до места съемок и стали знакомиться, к удивлению Олега, среди “горожан” оказалось человек десять, которым в прошлом явно не чужд был лозунг “на свободу с чистой совестью”. Вся эта дружная компания “братвы” не то чтобы тянулась душой к прекрасному, а просто для них участие в массовке — это способ подзаработать.
Плата за поистине каторжный труд в массовке не оправдывает затраченных усилий, но все равно в желающих стать участниками съемок массовых сцен режиссеры никогда не испытывают недостатка. Очень многим хочется прикоснуться к волшебному миру кино, не говоря уже о том, что в душе каждого “новобранца” массовки теплится надежда: а вдруг меня заметят, разглядят талант и предложат большую роль! Легенды про такие случаи ходят, но массовщики со стажем в эти сказки не верят.
На съемочной площадке помощники режиссера массовку старательно отгоняют от российских и отечественных актеров звездного статуса. Но иногда пообщаться со звездами массовке все же удается, и из этого общения, по их словам, они выносят два наблюдения. Первое: чем более высокого полета звезды, тем проще и приятнее они в общении — звездной болезнью уже переболели. И второе наблюдение: никто и никогда не предложит большую роль человеку из массовки. И рассказы о кинозвезде, которая пришла в кино ниоткуда, с улицы — не более чем рекламный трюк. Режиссер зовет в свою картину актера, которого уже видел в серьезной роли или о котором уважительно высказался коллега-профессионал.
Практика показывает: единственный путь из массовки в актеры второго плана — это не ждать, пока твой талант разглядят, а самому стать заметным, незаменимым для режиссера хотя бы в чем-то малом. Например, члены минских клубов исторической реконструкции всегда востребованы как массовка, а часто и как актеры второго плана (что на порядок выше и оплачивается значительно лучше) во всех картинах, которые снимаются на “Беларусьфильме” о временах мечей и лат. И как только нужна сцена с лихой конной погоней, помощники режиссера тут же бегут в клубы верховой езды. Еще один разряд потенциальных актеров второго плана — спортсмены. Чаще единоборцы, но нередко в кадре нужны мотогонщики, волейболисты, футболисты, фехтовальщики...
Всегда на “Беларусьфильме”, как и на любой другой киностудии мира, включая Голливуд, востребованы люди “типажной внешности” — те, у кого ну просто на лбу написано “бизнесмен”, “бандит”, “студент”, “женщина-вамп” и так далее. Даже если на самом деле обладатель подобной внешности имеет совершенно другой характер и жизненный опыт. У таких людей больше шансов попасть на роль второго плана, где им доверят сказать две-три фразы. Надо для этого всего лишь отнести на “Беларусьфильм” свое фото (часто в фойе стоит почтовый ящик, куда все желающие опускают фотопортреты — из них режиссер отбирает кандидатов на эпизодические роли в будущей картине).
Но большинство участников массовки — люди с обычной внешностью, не обладающие незаурядными умениями или особой спортивной подготовкой. И все, что они получают в результате самоотверженного служения музе кино, — это множество забавных историй и жаргон настоящего киношника, которым можно блеснуть в компании далеких от мира кино друзей. Рассказать, например, “байки из Смолевуда”. “Смолевудом” киношная белорусская тусовка называет специально оборудованную площадку для съемок на природе, расположенную в окрестностях Смолевичей. Там можно погулять среди декораций, которые недавно видел на киноэкране, или понаблюдать сюрреалистические сцены: как мимо свежесрубленной стены средневекового деревянного укрепления проезжает по узкоколейке паровозик, а в тридцати шагах от катерной пристани стоит одинокая виселица — забыли убрать декораторы какой-то из картин.
Текучка кадров в массовке велика. Большинство, попробовав один раз нелегкого хлеба актеров, возвращается к своей обычной жизни. Есть, правда, и те, кто, устав от суматохи съемочного дня, клянутся сами себе: больше никогда!!! Но снова и снова возвращаются на съемочную площадку, когда их зовут в массовку. Список телефонов таких беззаветно влюбленных в кино “жертв искусства” есть у каждого помощника режиссера. Таким звонят, чтобы сказать:
— Нужно будет снимать лето, возьмите плавки. Правда, завтра минус 15, но зато, может быть, режиссер даст вам одну фразу: “Ух и жара!”.
В большинстве своем это вовсе не малообеспеченные люди, и 10 у.е. их не “согреют”, но раз за разом они берут отгулы на работе или оставляют дела фирмы на своего зама и спешат на зов искусства.
— Иногда бомжа в массовке изображает кто-нибудь приехавший на собственном “Мерседесе”. Такое я видел сам, — рассказывает Андрей, который сделал невозможное — дорос из массовки до актера второго плана и явно надеется, хотя и не признается в этом, что вот его-то все-таки заметят и предложат большую роль.
Чаще всего актеру массовки так и не удается узнать заранее, в какой момент двухчасового кинофильма или в какой серии телесериала мелькнет его лицо или спина. В преддверии заветной премьеры массовщик обзванивает родственников и друзей: “Смотрите меня!” и сам серию за серией просиживает у телевизора или напряженно вглядывается в киноэкран.
— Отлучилась от телевизора на пару секунд, возвращаюсь, а мне уже звонит на сотовый мама: “Мы с папой тебя видели!”. А я так себя и не успела увидеть! Обидно, ведь целый день снималась, — сокрушается Катя.
И все же повод для гордости у участников массовки есть. Какими бы гениальными не были исполнители главных ролей, без поддержки массовки даже блестяще сыгранный образ не будет на экране выглядеть правдиво. В успех картины всегда вносит свою скромную лепту и каждый из актеров массовки, добросовестно и талантливо исполнивший свою крошечную роль.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter