Искусство есть!..

Еда как творческий процесс

Еда как творческий процесс


Кризис искусства, говорите? Все, мол, было, все испробовано, перспективы дальнейшего развития смутны и сомнительны? Отнюдь... Причем новое искусство возникло там, где его ждали меньше всего. Формировалось оно ненавязчиво, исподволь, но игнорировать это уже невозможно — слишком много приверженцев. Новым искусством стала еда!


В самом буквальном смысле. Не искусство еды в контексте ресторанов и званых ужинов, а еда вместо искусства. Нищий, одержимый, ослепший Врубель сошел бы с ума еще раз, представь он такой итог творческих исканий своих коллег из далекого будущего. Однако еда в качестве нового предмета искусства сегодня никого не коробит. И порой вызывает даже больший трепет, чем растиражированная улыбка Джоконды.


На днях я лично была свидетельницей этого... По случаю пополнения библиотеки Института им. Гете в Минске новыми кулинарными книгами на немецком языке отдел культуры (!) посольства Германии пригласил знаменитого в ФРГ повара Конрада Вольфмиллера с коллегами, и за каких–то полчаса прямо во дворике Дома литератора они накормили несколько сотен людей авторскими блюдами, приготовленными тут же, онлайн. Впрочем, «накормили» глагол в данном случае неуместный, поскольку даже скромные пенсионерки и вечно голодные студенты пришли сюда никак не за халявным угощением. Они пришли за искусством! Затаив дыхание, публика следила за действом, преисполненным высокого смысла: как изящная капля майонеза отрывается от края непрезентабельного пакетика, завершая шедевр — бокалы, наполненные живописной мозаикой импрессионистских пятен. Никто не спешил уничтожать законченное произведение. Любуясь, передавали бокалы друг другу, а гости постарше пускались в воспоминания, как во время оно сиживали в знаменитом баре Дома литератора, где молодой харизматичный Анатоль Сыс читал свои новые стихи... Перфоманс получился что надо — красивый и многозначительный. Не чета обнаженным артистам, сползающим по лестницам «БелЭкспо» по случаю недавнего завершения тут очередной выставки (в отличие от спектакля немецкого повара посмотреть на это набившее оскомину шоу голых собрались считанные люди)...


В последней выставке современного искусства в Касселе «Документа–12» (в сравнении с которой даже Венецианская бьеннале, говорят, отдыхает) впервые принял участие Ферран Адриа — шеф–повар одного из ресторанов Каталонии. Не для того чтобы качественно накормить художников, коллекционеров и критиков — испанский коллега нашего камрада Конрада прибыл в Кассель продемонстрировать свои свежеприготовленные блюда в качестве новых произведений искусства, презентуя себя не иначе как «современного художника»! «Ну да, Адриа — не Пикассо, — писали критики. — Пикассо не умел готовить, хоть в искусстве он был выше Адриа. Однако чем сейчас является искусство?»


Вопрос риторический...


Конечно, еда не вчера стала предметом искусства — жанр натюрморта, например, известен с незапамятных времен, а в пьесе Ростана «Сирано де Бержерак» легко обнаружить подробную инструкцию приготовления миндального печенья, причем в стихах. «До кучи» можно вспомнить и о рецептах авторских напитков Венедикта Ерофеева, составивших значительную часть его вдохновенной книги о русской душе, заплутавшей между Москвой и Петушками... Но сегодня тема еды стала просто–таки сквозным сюжетом искусства! Арт–проектами с использованием всевозможных съестных припасов уже никого не удивишь, и едва ли не каждое третье литературное произведение, выходящее из–под пера современных авторов, снабжается описанием кухонных манипуляций с конкретными продуктами (список необходимого и примерный расход в граммах прилагается): «Кухня» Бананы Ёсимото, «Шоколад на крутом кипятке» Лауры Эскивель и «Суп Кафки» Марка Крика (к слову, вчерашнего фотографа, совсем недавно вступившего в писательские ряды) — лидеры продаж на книжных рынках. Даже сборник повестей о приключениях нежно любимой мною Мэри Поппинс теперь снабжается приложением в виде «Кулинарной книги Мэри Поппинс», по которой вполне можно готовить. И в то же время отнюдь не претендующий на литературное открытие сборник рецептов от Антона Табакова перемежается лирическими эссе автора на тему собственной юности... Все смешалось! Вы заметили: рестораторы уже сравнивают свои заведения с театрами, себя — с режиссерами, а посетителей — с актерами? Ни один уважающий себя телеканал не обходится без кулинарного шоу в эфире, а известные персоны спорта, кино и шоу–бизнеса в поисках дополнительной самореализации устремляются на кухни и даже обзаводятся собственными ресторанами — тот же Антон Табаков, Андрей Макаревич, Степан Михалков, Федор Бондарчук, Сергей Газаров, Александр Збруев, наш Максим Мирный... О поварах и целительном влиянии кулинарии на души и характеры снимают самые знаменитые картины (опять же «Оскар–2008» достался полнометражному мультфильму «Рататуй», о чем — в принципе, понятно из названия), на международных книжных выставках шоу поваров — почти обязательный пункт программы, зато говорить об искусстве как о «пище духовной» теперь дурной тон. С одной стороны, оно и понятно — от слишком частого употребления смысл слов стирается, фразы становятся пошлыми и безвкусными. А с другой — какая уж тут «духовная пища», когда энергетическую ценность произведения искусства можно подсчитать до последней калории?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter