«Искусственно омолодиться невозможно»

Вся правда о морщинах Брэда Питта и вкусах Такеши Китано

Вся правда о морщинах Брэда Питта и вкусах Такеши Китано


Творческое кредо телеведущего проекта «Эпоха» Олега ЛУКАШЕВИЧА — общение с недосягаемыми для большинства людьми, классиками мирового кинематографа. Вот на Венецианском фестивале Олег мучает вопросами уставшего секс–символа 90–х Микки Рурка, следом хохочет на пару с Такеши Китано, обсуждая Малевича. Немецкий классик кино Вернер Шретер на наших глазах отказывает в интервью всем журналистам крупных европейских изданий, но с белорусским журналистом Лукашевичем отчего–то соглашается говорить...


Попасть под обаяние Олега не терпелось и нам, прильнуть, так сказать, к достоверному источнику...


— Олег, говорят, молодежь сегодня не смотрит телевидение — все ушли в сеть. Тебе не обидно, что твой шикарный телевизионный цикл «Эпоха» с эксклюзивными интервью звезд первой величины молодые люди пропустили мимо ушей? Не пора ли тебе открыть персональный сайт?


— Я не чувствую этой проблемы. Телевидение дает зрителю возможность разнообразить интернет–информацию качественной «картинкой». Телевидение модернизируется, переходит в цифровой формат, и говорить о смерти ТВ, я считаю, неактуально. По поводу собственного сайта: в далеком 1998 году у меня уже была своя страничка в Интернете, посвященная авторской передаче «Новая коллекция». Мне разработали хороший, оригинальный сайт, и он успешно работал. В те времена и наши, и московские тележурналисты еще слабо представляли себе, что такое персональная веб–страница. Тогда их ни у кого не было и в помине. Сейчас вместе с моим коллегой Александром Алексеевым мы планируем открыть новый сайт, где будут представлены все наши многочисленные проекты, связанные с историческим наследием Беларуси.


— Понятно, Олег. Вы в авангарде. Помнишь относительно свежий фильм «Изображая жертву»? Он начинался фразой: «Российское кино в жопе». Как тебе — частому гостю фестивалей — показалось, в каком состоянии сейчас пребывает российское и белорусское кино?


— Сегодня в России снимается более 100 (!) картин в год. Многие из них ежегодно представляются на международных кинофестивалях и получают там самые высокие награды. Более того, ленты из России добились наконец того, что стали коммерчески успешными не только у себя в стране, но и за рубежом. Допустим, фильм Звягинцева «Возвращение» закупили более 80 стран — это колоссальный коммерческий успех. Поэтому с кино в России все в порядке. Мы должны думать о нашем кино, о белорусском. Вот здесь проблемы очень большие. А для того чтобы все изменить, нужно в первую очередь пересмотреть подходы к подготовке кадров. Пока никто из молодых специалистов у нас даже не осознает масштабы современного кинематографического процесса. Допустим, операторы не понимают, что такое современная кинокамера, даже ни разу не держали ее в руках. У нас нет творческого обмена между европейскими киношколами и нашей национальной, а студенты обязательно должны участвовать в европейском фестивальном движении.


— А что это дает?


— Возьмем открытый и демократичный кинофестиваль — Берлинский. Там каждый молодой студент имеет возможность представить свою киноработу в так называемой программе «Талент кампус». Не обязательно полнометражную ленту, пусть вы снимете трехминутный фильм, но оригинальный, и тогда он пройдет отборочный тур самого престижного фестиваля. Ведь самая большая проблема в киноискусстве — это не отсутствие денег, а отсутствие свежих идей. Я приведу пример. Почему в этом году на кинофестивалях были представлены слабые кинопрограммы? Да потому что в Голливуде произошла забастовка сценаристов, что еще раз доказывает истину: оригинальная идея, крепкий захватывающий сценарий и есть фундаментальные основы кинопроизводства.


— Какое кино ты смотришь?


— Хорошее. Кино, которое хочешь досмотреть до конца. Сейчас, например, я нахожусь под впечатлением от фильма Софии Копполы «Мария Антуанетта» — это не новый фильм, 2006 года, и тем не менее... В 2005 году в Версале мы проводили съемки нового проекта именно в тот момент, когда там снимали эту ленту. Я не придал этому значения. А недавно в Париже, в музее минералов, мне специально показали изумрудное ожерелье Марии Антуанетты, специально отключили сигнализацию, чтобы достать его из витрины... И так совпало, что вечером того же дня я смотрел этот фильм о ней... Необъяснимые совпадения.


— Из программы Венецианского фестиваля какой фильм тебя покорил?


— Мне понравился фильм Такеши Китано «Ахиллес и черепаха». Он один из немногих режиссеров, который не боится высмеивать ту художественную чушь, мазню, которые выдают за новые гениальные творения. Для меня лично, как и для Китано — мы с ним как раз говорили об этом, — наиболее ценными были и остаются истинные шедевры, скажем, эпохи Возрождения.


— Из «отчетов» с Венецианского фестиваля меня больше всего впечатлило, что актеры любого уровня, начиная от Брэда Питта и до самых нам неизвестных артистов румынского кино, все без исключения раздают интервью и, так скажем, честно отрабатывают свой хлеб публичных персон. Наши белорусские «звездульки» часто ломаются, отказываются от пресс–конференций, встреч с журналистами, как будто не понимают, что шоу–бизнес — это тоже бизнес. В конце концов, это артисты для нас клоуны, а не наоборот.


— У нас нет шоу–бизнеса, начнем с этого. Все в таком зачаточном состоянии... Конкуренция отсутствует напрочь. Я, например, не понимаю конкурсов — телевизионных, книжных, кинематографических, музыкальных, если нет в творческой среде достойной конкуренции. Скажем, как можно не критиковать конкурс «Телевершина», если в номинации «Научно–популярный фильм» представлены всего две программы одного и того же канала?.. По–моему, уже все эту «Телевершину» получили. А что дальше? Так и будем друг другу призы давать?


— Эх... Ты в Венеции Брэда Питта хоть за ухо ущипнул?


— А как же?! И Брэда Питта, и Анджелину Джоли щипал за нос!


— Красивая пара?


— Да, естественно, на них работает весь институт красоты Голливуда. Хотя, честно признаюсь, косметологи, даже голливудские, — не всемогущи. Каждая морщина звезды под прицелом публики. Из чего я лично сделал для себя вывод: искусственно омолодиться невозможно. Как бы ни старались звезды с их высокими гонорарами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter