Ищу своего депутата

Каким будет новый Парламент?
Ищу своего депутата

"Мужчина, средних лет, женат, с высшим образованием и опытом руководящей работы, желательно экономист или юрист, беспартийный, честный..." Это не объявление из раздела "Знакомства". Здесь, скорее, подойдет рубрика "Требуются...", поскольку речь идет о собирательном образе депутата Палаты представителей. По крайней мере, именно таким рисовали его соцопросы в 2000 году, перед прошлыми выборами в Парламент.

Прошло четыре года. Возможность оценить, насколько совпали ожидания и результат, была у каждого. А сейчас есть повод сделать и необходимые выводы. Для чего необходимые? Для того, чтобы, проголосовав 17 октября, не пришлось потом пенять на зеркало, отражающее наши интересы.

Задача непростая, вполне достойная многотомных монографий и многогранных исследований. Особенно с учетом национальных особенностей и потока сюрреалистических обещаний, обильно льющихся на бедного избирателя. От "дров наколоть" до "с Европой объединиться". Поэтому оставим рассуждения о необходимости лидерских качеств, доминирующем патернализме и адекватности электоральных предпочтений на долю психологов, политологов и иже с ними. И послушаем тех, для кого решения, принимаемые Парламентом, - неотъемлемая часть ежедневной работы, кто участвует в подготовке законов и их исполняет. И соответственно вполне способен и оценить наш выбор, и помочь более рационально подойти к избранию своего депутата.

Валерьян Король, замминистра труда и социальной защиты, например, вполне удовлетворен профмастерством нынешнего состава. Хотя в оценках осторожен и говорил прежде всего о тех, с кем непосредственно приходилось работать в ходе подготовки законодательных актов, - руководителях постоянных комиссий по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов и Комиссии по международным делам, чей опыт и знание профильных проблем не вызывают сомнений. А вот помимо профессионализма, очень важным для депутатской работы он считает заботу о людях и соблюдение интересов государства, в котором живешь. Не согласен с тем, что приоритет должен отдаваться экономистам или юристам. "Нужен в Парламенте и врач, и социальный работник, и педагог. Национальное собрание должно состоять из представителей различных профессий", - уверен представитель Министерства труда и социальной защиты.

Замминистра юстиции Виталий Калугин тоже не считает юридическое образование определяющим фактором для работы в Парламенте. "Главное - порядочность, - считает он. - Она предопределяет все. И, конечно, образование и опыт, которые позволят депутату максимально быстро приступить к профессиональной подготовке законопроектов. Второй момент - это соответствующая жизненная позиция. Депутат должен очень тонко чувствовать потребности людей, которые его избрали, потребности общества в целом". Не приходится сомневаться в том, что мой собеседник знает, о чем говорит. Работая с Парламентом, он, в частности, очень точно отметил момент, когда парламентарии стали работать действительно профессионально. "Вначале были проблемы, когда люди только набирались опыта. А затем, во второй половине депутатского срока, пошла нормальная деловая работа. Видно, что депутаты заинтересованы в создании законодательной базы, отвечающей потребностям и чаяниям своего народа", - сказал Виталий Калугин, выразив надежду, что "многим повезет" и они вернутся в Овальный зал, создав ту основу, которая позволит новичкам оперативно включиться в подготовку законопроектов.

"Не надо заигрывать с избирателем, - уверен Владимир Лукашевич, заместитель председателя Комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей. - Чтобы слова, с которыми кандидат в депутаты идет в аудиторию, потом с делами не расходились. Нам давно пора перестроить и себя, и избирателя, чтобы понять главное - депутат идет в Парламент, чтобы делать качественные законы. А многие по-прежнему думают, что депутат должен мостик построить, телефон провести..."

То есть, только поняв "зачем?", можно ответить на вопрос "кто?". Владимир Лукашевич, например, считает, что без способности работать с документами ("нам приходится изучать, сравнивать, анализировать тома документов") в Палате представителей делать нечего. Как и не имея своей точки зрения. И вот здесь, мне кажется, мы подходим к самому главному. Потому что именно то, насколько "точка зрения", "позиция" совпадают с интересами избирателей, общества, государства - и есть самый главный вопрос выбора. И тут уже наша очередь призвать на помощь весь свой жизненный опыт, знания и даже интуицию. И попытаться разглядеть за словесной шелухой рациональное зерно нашего будущего. И не ошибиться.

Елена ЛЕГКАЯ, "СБ".



Профессия - наблюдатель

Сегодня к международным наблюдателям приковано самое пристальное внимание. Миссия от СНГ накопила богатый опыт, начиная с первого своего задания - предыдущих парламентских выборов в Беларуси. Только в этом году на ее счету уже состоявшиеся президентские и парламентские кампании в Грузии, России и Казахстане. Руководитель миссии, директор департамента политического и гуманитарного сотрудничества Исполнительного комитета Содружества Рудольф Алексеев рассказал, что в Беларусь приехало около 150 наблюдателей от СНГ. Это профессионалы, которые знают свое дело: сотрудники Исполкома, работники ЦИКов, парламентарии и дипломаты стран-участниц, члены Парламентской ассамблеи Содружества, представители соседних регионов. Сам Рудольф Федорович, кадровый советский, а потом российский дипломат - человек с интересной и богатой биографией. Известен он, помимо всего прочего, еще и тем, что работал помощником Андрея Громыко и Эдуарда Шеварднадзе... Это, надеюсь, станет отдельной темой для большой беседы.

Рудольф Алексеев с коллегами пристально следит за предвыборной кампанией в Беларуси и признается, что по сравнению с другими странами, где они работали, здесь чувствуется удовлетворение людей своим трудом, уверенность в завтрашнем дне, самое главное - нет нервозности, а это и есть благоприятные условия для того, чтобы сделать свой выбор.

В разговоре мы, конечно, не могли не коснуться заявления глав государств Содружества, адресованного ОБСЕ и предостерегающего эту организацию от вмешательства во внутренние дела государств СНГ, от политизированности оценок избирательного процесса. Рудольф Алексеев отмечает, что оно обоснованно. Он поясняет, что на практике заявления миссии СНГ расходились с мнением БДИПЧ не на начальном, а только на конечном этапе наблюдения. К сожалению, до сих пор в БДИПЧ нет представителей от СНГ, хотя наши страны также являются членами ОБСЕ. Дипломат рассказал, что и в этом году они подавали свою заявку на участие в их миссии, но получили отказ. Увы...

На мой вопрос, что отличает наблюдателя СНГ от других коллег, Рудольф Федорович заметил: они руководствуются только собственной информацией, в то время как их коллеги из других организаций, к сожалению, грешат тем, что порой делают выводы еще до выборов. "Мы не можем и не должны ничего выдумывать при подготовке заявления наблюдателей от СНГ. В текст попадает только то, что мы видим собственными глазами, читаем и слышим. Возможно, это звучит грубо, но пассажи вроде "одна гражданка говорила..." у нас не проходят. Мы не пользуемся слухами", - уверен он. Кроме того, по мнению дипломата, для наблюдателей от Содружества русский язык не является иностранным, и это обстоятельство способствует лучшему пониманию ими проблем, с которыми сталкивается страна, в отличие от людей, приезжающих с переводчиком.

Игорь КОЛЬЧЕНКО, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter