Иркутская история

В Сибири состоялась премьера Шекспировской трагедии в постановке худрука Витебского театра имени Я.Коласа Валерия Анисенко
Иркутск — столица Восточной Сибири, город по белорусским меркам относительно молодой: этим летом ему исполнилось 355 лет. И уж позвольте мне как полочанину проявить капельку белорусского снобизма. Иркутск — “озорной подросток” по сравнению с Полоцком, отметившим в мае свой 1154-й день рождения, или Туровом, Волковыском. В Иркутске много чисто сибирской неспешности и достоинства. 

Сюда ссылали декабристов и инакомыслящих. И этот дух свободы, кажется, по-прежнему витает в воздухе.


“Макбет” Иркутского драматического театра удивил зрителей шекспировским масштабом.

Поражает здесь все: уникальный, в купеческом духе, двухэтажный деревянный центр, величественная и ледяная даже в тридцатиградусную жару Ангара, роскошная городская набережная перед ней. Люди и расстояния, природа и кухня. Озеро Байкал, расположенное в семидесяти километрах от города, и скромная Ушаковка, на берегу которой был расстрелян адмирал Колчак (хотя многие историки и оспаривают эту версию). Впечатляют огромный памятник Колчаку у Знаменского женского монастыря и скромная могила великого русского писателя Валентина Распутина, которая находится на его территории. 

А как, будучи в Иркутске, не подойти с добрым словом к памятнику “отцу советской кинокомедии” Леониду Гайдаю, который провел здесь детство и юность?  Памятник Леониду Иовичу установлен у местного цирка. Напротив него расположилась и веселая троица  — Трус, Балбес и Бывалый. У ног режиссера — верный пес Барбос. Хотя это, скорее, дань популярности комедийной короткометражки. Известно, что Гайдай любил кошек, особенно черных. В Иркутске, кстати, есть памятник иркутской кошке, а на гербе города изображена бабра (старорусское название пантеры или ягуара), жадно схватившая зубами соболя. Уж не в столице ли Восточной Сибири у будущего режиссера и зародилась любовь к изящным и величественным животным?

Незабудки для Вампилова

Иркутск неразрывно связан и с драматургом Александром Вампиловым, погибшим в 34 года на Байкале за два дня до своего дня рождения.

Версии произошедшего в деревне Листвянке в августе 1972 года до сих пор разнятся. Кто-то говорит, что моторная лодка, в которой находились Вампилов и его друг Глеб Пакулов, натолкнулась на топляк (затонувшее бревно) и перевернулась. Оба зацепились за лодку. Как рассказывал позже Пакулов, Вампилов сказал: “Двоих лодка не выдержит, я поплыву...” И поплыл. Пакулов видел, как Вампилов уже добрался до берега, стал выходить из воды, но внезапно вскинул руки к небу и упал. Организм не выдержал сильного переохлаждения. 

...Их загрузили в туристический автобус, оказавшийся на берегу Листвянки, вдвоем: одного совсем обессилевшего, но живого, второго — мертвого.

По свидетельствам очевидцев, на похоронах Вампилова тоже происходило много странного: работяги по ошибке зачем-то вырыли вместо одной две могилы. Потом оказалось, что забыли веревку, чтобы опустить гроб. Пошли за сторожем — его не было на месте. В самый неожиданный момент из могилы вылетела невесть откуда взявшаяся птица. Все сошлись на том, что душа Вампилова не хочет уходить. Слишком ранней и трагической была эта смерть.

Доехав до окраины Иркутска, где раскинулись возле тайги дачные поселки с колоритными названиями (например, Таежник), я добрался до Радищевского кладбища — там похоронен драматург. Отыскал его ухоженную, опрятную могилу с огромным камнем и выбитым на нем автографом. Положил букет искусственных незабудок, купленных перед входом у местного кладбищенского торговца. Букет просто приглянулся — никакого смысла в него не вкладывал. Уже потом сообразил, что незабудки, видимо, попросились в руки не случайно: в “Утиной охоте” одним из центральных мест действия является кафе с названием “Незабудка”.

Рядом с Вампиловым похоронена его мать Анастасия Копылова, которая пережила сына на двадцать лет. Именно она (отец драматурга был расстрелян НКВД в 1938 году) и сильные гены (в их роду много священников и ученых) оказали решающее влияние на формирование личности Вампилова.

Анастасию Прокопьевну все очень любили. Кстати, она стала прообразом главной героини знаменитого рассказа Валентина Распутина “Уроки французского”.

Сегодня на стене Иркутского государственного университета, филфак которого окончил Александр Валентинович, висит мемориальная табличка. Около Иркутского академического драматического театра имени Н.Охлопкова стоит памятник драматургу во весь рост. Здесь всегда народ, особенно в выходные. Фотографируются с кучерявым молодым человеком в щегольском костюме и стар и млад. Судя по всему, Вампилова сибиряки по-прежнему любят.

Раз в два года в Иркутске проходит и Международный театральный фестиваль современной драматургии его имени. Благодаря усилиям простой учительницы русского языка и литературы Галины Солуяновой создан Культурный центр имени Вампилова. Помимо театральных афиш, фотографий, писем, здесь есть и первые пробы пера будущего драматурга — начинал Александр Валентинович как журналист. Уже тогда в его статьях просвечивал своеобразный юмор, чего стоит хотя бы один заголовок — “Последние дни старика-паровоза”.

В культурном центре стоит кресло из редакции газеты “Советская молодежь”, в котором посиживали и Александр Вампилов, и Валентин Распутин, и другие литераторы и журналисты. С Распутиным они дружили. Притаились за стеклом молчаливые свидетели времени — гитара, трубка, пустая пачка сигарет “Слънце”, лежавшая в пиджаке Вампилова, который он надевал незадолго до гибели.


На встрече с автором:  Валерий Анисенко у памятника Александру Вампилову

Не замахнуться ли нам?..

Иркутск — по-прежнему театральный город. Здесь с успехом работают Музыкальный театр имени Загурского, упомянутый ТЮЗ, Иркутский драматический театр имени Охлопкова, театр кукол, театр народной драмы и другие коллективы.

Театр имени Н.Охлопкова завершил свой 166-й сезон премьерой “Макбет” в постановке известного белорусского режиссера Валерия Анисенко, на которой по счастливому стечению обстоятельств удалось побывать и мне.

Для Валерия Даниловича это уже пятая поездка в Восточную Сибирь с театральным проектом. Были и гастроли, и совместные белорусско-российские постановки, и участие в фестивале Вампилова.

— Иркутский драматический — театр удивительный, — полон положительных эмоций худрук витебского театра. — Его директор Анатолий Стрельцов, который работает директором тридцать лет, а это тоже, по-моему, говорит о многом, наладил работу так, что весь театральный механизм функционирует безупречно, как швейцарские часы. Никаких криков, суеты, шума, но в каждом кабинете кипит работа. У меня здесь как у режиссера были совсем другие творческие и технические возможности, которые моему любимому Витебску, извините, и не снились. Какую величественную сценографию придумал главный художник театра Александр Плинт! Какие впечатляющие костюмы создала Оксана Готовская! Я уже вижу, что у нас получилась классная, стильная работа, которая с годами будет только набирать силу.

 В заключительный день поздравить театр с премьерой пришел губернатор Иркутской области Сергей Левченко. “Спасибо, что закрываете сезон премьерой, где показано, что любое зло всегда будет наказано”, — лаконично поблагодарил Сергей Георгиевич.

А я, бросая монетку в Ангару, загадал, чтобы творческие связи Беларуси и Иркутска непременно продолжились. 

pepel@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter