Ирина Печерникова

Актеры советского кино

В воскресенье на канале СТВ в 12.25 смотрите фильм для всех поколений «Доживем до понедельника»


В культовой картине Станислава Ростоцкого пикантная Печерникова и седеющий Тихонов сыграли нетипичных учителей советской школы. Их персонажи, сейчас в это трудно поверить, провели бескровную «школьную реформу» в первую очередь в умах педагогов.


Ее, хрупкую, с грустными карими глазищами помнят и любят по фильмам: «Два капитана», «Первая любовь», «Города и годы». А обожаемую ленту «Доживем до понедельника», кажется, знаем по кадрам и по репликам. Помните, изящный женский силуэт в белом пальто? Перед такой внешностью и профессиональным диапазоном, казалось, откроются любые двери.


Но это кажущееся впечатление, а в реальной жизни актрисы важные, ключевые моменты случались, если позволите, под звуки минорной музыки. Как в личном плане, так и в творчестве. И об этом Ирина Печерникова, не скрывая, сама рассказывает журналистам. Например, о том, как в самый пик популярности, сразу же после выхода на большой экран фильма «Доживем до понедельника», она попала в больницу. На съемках в Польше ее угораздило прыгнуть в сугроб, а под снегом — пень. В итоге — обе ноги в гипсе. В больничную палату ей приносили мешки писем от зрителей, которые она старательно прочитывала, однако торжественный выход молоденькой актрисы в люди, увы, так и не состоялся. «На улицах меня никогда не узнавали — я ведь в красивых и тогда не ходила. Была фотогеничной, поэтому на экране смотрюсь интересно», — признается актриса почти через 40 лет после выхода знаковой для советских подростков ленты.


Или вот относительно недавний случай. Два года тому назад многих советских известных в прошлом актеров пригласили на отдых к нам, в Беларусь. Королькова, Самойлову, Ванина... Ирина Викторовна, в буквальном смысле слова помолодевшая после участия в телепрограмме «Чужое лицо», долго сомневалась, но все же приняла приглашение. И опять — ЧП! За час до отправления поезда из Москвы в Минск у нее случился сердечный приступ и поездку пришлось перенести. Как сообщали в СМИ, организаторы мероприятия купили актрисе еще один билет до Минска и она все же догнала своих коллег.


Ирина Печерникова, безусловно, театральная актриса. В ее послужном списке ряд именитых сцен: МХАТ, Ленком, театр имени Маяковского... На нее ставили спектакли Анатолий Эфрос и Андрей Гончаров, а Владимир Высоцкий простил ей «от ворот поворот». Однозначно — сценичная жизнь задалась с первых шагов на сцене. Так получалось, что красивую актрису вводили на премьерные роли, тем самым оставив многих коллег — ровесниц Печерниковой — на ближайшие годы без работы на сцене. Отсюда соответствующая склочная атмосфера в коллективе. Коллективе, который Ширвиндт емко обозначил не иначе как «террариум единомышленников».


Собственно, в то время и «завязалась» известная болезнь актрисы Печерниковой. «Я тогда жила в вакууме, а так как по натуре крайне эмоциональна, все принимаю близко к сердцу, началось нервное истощение. Я практически перестала спать, есть тоже не могла — кусок в горло не лез. Тогда–то и вспомнила, что существует прекрасное лекарство от всех бед — алкоголь». Так продолжалось два года.


Ирина Викторовна медленно угасала. Работа в театре чередовалась с запойными срывами. И таким образом жизнь актрисы текла по кругу: алкоголь — работа. Естественно, родные люди поначалу не догадывались о ее зависимости. «Много ли я принимала? Ровно столько, чтобы отключиться и уснуть, убежать от реальности. Среди ночи просыпалась, наливала еще и вновь вырубалась. В такие дни я не подходила ни к телефону, ни к двери. Практически не ела, да и не хотелось». Положение усугублялось еще и тем, что рядом не было человека, который поддержал бы сломленную душу. Любовь, страсть, браки, конечно, имели место быть, а вот родных и близких в нужное время рядом с ней не оказалось. И семейный опыт актрисы, казалось бы, получился богатым и насыщенным, протекал не где–нибудь в Урюпинске, а в Швеции, Англии, Польше. По тем временам, согласитесь, страны сказочные и недосягаемые. А в итоге в критический момент — полное одиночество и безысходность. Детей у актрисы нет.


Но тем не менее хочу подчеркнуть: Ирина Викторовна никогда не вспоминает своих бывших возлюбленных бранным словом. Она и сегодня находит аргументы, чтобы никого не винить в славном общем прошлом. К слову, брак с сильным и смелым киношным «офицером» Борисом Галкиным тоже ведь был недолгим. Позже Печерникова только резюмировала: на чужой беде счастья не построишь. И все.


Из театра она ушла сама, в перестройку. Кстати, когда она написала заявление, многие из руководства не оценили смелый шаг актрисы. Остались в недоумении. «Я тогда здорово пила. Понимала, что становлюсь зависимой от алкоголя и ежели буду продолжать в том же духе, быстро потеряю все на свете, сойду с ума, но остановиться не хватало силы воли. Решила лечиться по методу Довженко. Знакомая журналистка из Крыма помогла устроиться в его феодосийскую клинику и попасть к нему на прием», — сказала в интервью Ирина Викторовна.


В этой клинике она познакомилась со своим будущим супругом Александром Соловьевым. «Красавчика» из фильма «Зеленый фургон», конечно же, помнят все. Это встреча, по признанию Печерниковой, отдельная страница в жизни, «самая главная и самая страшная страница».


Предыдущий горький опыт подсказывал: не надо разрушать чужую семью. Но она ждала его. Долго. Восемь лет жила соломенной вдовой — ни семью создать, ни романа завести. За это время родительскую квартиру в центре Москвы сдала. Был куплен домик в деревушке Ярославской области. «Мне очень хотелось отвезти туда своего старенького отца. Папа — ему было 90 лет — плохо себя чувствовал, практически ослеп. Я начала своими руками приводить хатку в божеский вид».


И однажды ей позвонил Соловьев... Они официально оформили свои отношения и три года были вместе... «Мы жили, как перелетные птицы. Как ненормальные радовались, что вот есть еще один день и мы вместе. За ручку ходили, как дети, и не расставались ни на минуту, как будто предчувствовали». Об этой трагедии, случившейся 1 января 2000 года, писали тиражные издания. Актера Александра Соловьева Печерникова искала шесть дней по моргам Москвы. Его невозможно было узнать, а документов с ним не было. Еще день–два, и его похоронили бы в общей могиле как бродягу. Причины гибели Александра Соловьева общеизвестны: удар по затылку тяжелым предметом, череп разбит. Умер 1 января 2000 года, не приходя в сознание.


Можно только догадываться, какой стресс тогда пережила Ирина Викторовна. Снова больница, депрессия... И вот здесь ставим точку, поскольку сегодня Ирина Викторовна полна творческих сил и ждет новых предложений от режиссеров. Она, как и прежде, верит сказкам Андерсена, любит героев фильма «Римские каникулы».


Словом, смотрит на мир широко раскрытыми своими «фирменными» карими очами.


Подробности


Какими стали герои любимой ленты в жизни


Валерий Зубарев — Шестопал — снялся в девяти фильмах, но в актеры не пошел. Работал некоторое время мясником в магазине в центре Москвы, потом занялся бизнесом.


Ольга Остроумова — Черкасова — дебютная роль в фильме. Народная артистка России.


Игорь Старыгин — Костя Батищев — в 1968–м окончил ГИТИС, роль мушкетера Арамиса — самая известная в творческой биографии. Заслуженный артист России.


Юрий Чернов — Сыромятников — окончил Московское эстрадно–цирковое училище, снялся в 49 картинах. Заслуженный артист России.


Остальные ученики — сыграли в этом фильме свои единственные роли в кино.


Факт


«Помню, в перерыве между съемками мы всем скопом отправились на Валдай. Стучусь как–то к ним в номер и наблюдаю картину: Вячеслав Васильевич и Станислав Иосифович ползают на четвереньках по полу, который сверкает и переливается от неимоверного количества крючков, поплавков, блесен, лесок. Я что–то про роль спрашиваю, а Тихонов отмахивается: «Ирочка, да какое к черту кино?! Ты лучше посмотри, какие нам удалось удочки–красавицы купить».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter