Ирина Павловская: Реализация союзных программ — главный приоритет

НА СОСТОЯВШЕМСЯ в Гомеле заседании Совета Министров Союзного государства рассмотрен и одобрен проект бюджета Союзного государства на 2018 год. После этого он будет вынесен на рассмотрение сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, а затем передан на окончательное утверждение Высшего Государственного Совета. Накануне заседания Совета Министров мы попросили прокомментировать особенности этого главного финансового документа и рассказать о новых приоритетах бюджетно–финансовой политики Союзного государства начальника Департамента финансов и бюджетной политики Постоянного Комитета Ирину Павловскую.

фото: Вадим Шерстеникин

— Ирина Львовна, когда возможно утверждение декрета о бюджете на 2018 год Высшим Госсоветом Союзного государства?

— Дата проведения заседания Высшего Государственного Совета пока не определена. Чтобы обеспечить более рациональное использование бюджетных средств в 2018 году, проект декрета, скорее всего, мы отправим на утверждение Высшего Госсовета в рабочем порядке. Такая практика уже применялась в прошлом году.

— Объем бюджета в 2018 году остался таким же, как и в текущем?

— Нет, он другой. Доходная часть проекта бюджета на 2018 год составляет 6,9 млрд. рублей, расходная часть — 4,8 млрд. И профицит — 2 млрд. Доходная часть бюджета возросла за счет остатков бюджетов прошлых лет. А долевые взносы России и Беларуси в союзный бюджет не меняются с 2009 года.

— За эти значительные остатки бюджетов прошлых лет, которые не уменьшаются, бюджетный процесс Союзного государства часто критикуют...

— Да, это наша беда. И не единственная. Дело в том, что хотя формально Постоянный Комитет и выполняет функции финансового органа, по сути, управляют бюджетным процессом финансовые ведомства России и Беларуси. Без их одобрения, без проведения процедуры согласования мы не можем включить в проект бюджета ни одной расходной статьи.

Последние годы у нас в бюджете произошел некоторый дисбаланс между объемами финансирования программ и мероприятий Союзного государства. Объем на финансирование мероприятий возрастал из года в год, а на финансирование программ — сокращался. Соответственно, уменьшалось количество программ, которые мы финансировали из бюджета и которые имеют приоритетное направление в расходных обязательствах.

— Как решать проблемы?

— Для решения всех этих проблем одновременно с бюджетом на 2018 год формировались и основные приоритеты бюджетно–финансовой политики. И они отличаются от тех подходов, которыми мы пользовались в предыдущие годы.

В 2018 году в утвержденных Государственным секретарем Союзного государства основных приоритетах бюджетно–финансовой политики первоочередной задачей ставится реализация прежде всего уже принятых и утвержденных программ и разработка и утверждение новых. В бюджете 2018 года мы планируем финансировать 12 программ. Для сравнения, в 2017 году их было 9, а в предыдущем — 7.

Чтобы определить приоритетные программы, которые в обязательном порядке должны быть приняты, утверждены и профинансированы за счет бюджета, с учетом всех имеющихся источников, в этом году мы провели прогнозный анализ бюджетных расходов на перспективу до 2021 года.

В результате, начиная с 2018 года, объем остатков прошлых лет сократится ровно в два раза. В 2019 году остатки будут равны нулю. А в 2020 году, к сожалению, мы будем иметь, возможно, дефицит бюджета, что недопустимо. Поэтому в приоритетных направлениях бюджетно–финансовой политики основной задачей будет рациональное использование бюджета с направлением средств только на приоритетные расходные обязательства. При этом первостепенное значение мы будем уделять программам.

— Появятся ли какие–то принципиально новые расходные статьи в бюджете–2018?

— В этом году мы наконец–то приняли, согласовали и утвердили порядок разработки и реализации проектов Союзного государства, чего не было ранее. В бюджете 2018 года впервые за двадцатилетнюю историю Союзного государства появится утвержденный проект, рассчитанный на три года — реконструкция Брестской крепости.

— Бюджет Союзного государства, по сравнению с национальными бюджетами, совсем небольшой. Предполагается ли в будущем его увеличение?

— У России и Беларуси, учитывая нашу экономическую ситуацию, нет возможности увеличивать долевые взносы, за счет которых в основном и формируется доходная часть бюджета. Остатки бюджетов прошлых лет, которые тоже являются неналоговыми доходами и пополняют доходную часть, будут исчерпаны. Сокращать интеграционные процессы в части разработки программ мы не готовы. Надо искать альтернативные источники пополнения доходной части, поэтому мы уже начали прорабатывать с институтами развития Российской Федерации и Республики Беларусь процедуру взаимодействия по привлечению внебюджетных источников, включая банковские кредиты, для финансирования союзных программ. Речь идет и о привлечении средств бизнеса и инвестиционных структур и фондов для внедрения результатов реализации программ.

Полностью интервью читайте на официальном сайте Постоянного Комитета Союзного государства postkomsg.сom

Алексей Архипов

ALEKSARKHIPOV@GMAIL.COM
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter