Иранские сценарии – мир или война?

Можно ли решить иранскую ядерную проблему мирным путем? Ответ на вопрос искали эксперты трех стран в ходе видеомоста Москва – Астана – Ереван «Иранский фактор в контексте региональной безопасности» в РИА «Новости».

Можно ли решить иранскую ядерную проблему мирным путем? Ответ на вопрос искали эксперты трех стран в ходе видеомоста Москва – Астана – Ереван «Иранский фактор в контексте региональной безопасности» в РИА «Новости».

По мнению профессора кафедры стратегии Национального университета обороны Республики Казахстан Георгия Дубовцева, никакие массированные ракетные и авиационные удары по ядерным и военным объектам Ирана не дадут весомого результата. Все, что будет разрушено, восстановят через несколько лет. Вряд ли получится и оккупировать Иран, потому что значительная часть населения настроена патриотично, и сопротивление иностранному вторжению будет повсеместным. Нападение приведет к широкомасштабному военному конфликту и на длительный срок дестабилизирует ситуацию, причем не только на Ближнем и Среднем Востоке, но и в мире: у Тегерана появится дополнительный повод для создания ядерного оружия, правящий режим может заявить о выходе из договора о его нераспространении, отменит систему контроля МАГАТЭ и действительно его создаст.

Силовые акции могут спровоцировать Тегеран на принятие активных мер противодействия, включая создание условий для организации нефтяного кризиса в мировом масштабе. Сокращение экспорта иранской нефти взвинтит цены, тогда как Иран, по оценкам экспертов, может заблокировать до трети мирового экспорта нефти, нанося удары по танкерам, следующим из Ирака, Саудовской Аравии и других арабских стран Персидского залива. Нельзя исключать и того, что Тегеран, выступая в роли невинной жертвы агрессии, приобретет новых союзников на Ближнем Востоке. Так что нападение на Иран может привести к более тяжелым последствиям, чем конфликты в Ираке и Афганистане.

У Тегерана достаточно методов воздействия и на США, и на Израиль – начиная с прекращения поставок нефти и оказания поддержки антиамериканским и антиизраильским силам в странах региона до организации прямых нападений на Израиль своих союзников-боевиков, с территории Ливана. Кроме того, Иран своими баллистическими ракетами может наносить удары по военным базам, в том числе американским, в южной части Персидского залива. Поэтому иранская ядерная программа должна быть направлена в мирное русло исключительно мирным путем – только дипломатическими методами и экономическими санкциями. И если власти Ирана на переговорах в Казахстане предоставят ясный отчет о ядерной программе, то США, по недавним высказываниям нового госсекретаря США, будут готовы к дипломатическому решению проблемы.

Иран находится под жесткими экономическими и финансовыми санкциями больше года, теряя, по подсчетам Международного энергетического агентства, от 40 до 50 млрд долларов в год, заявил старший научный сотрудник Института востоковедения РАН профессор Владимир Сажин. Снижение производства в главном секторе экономики Ирана – нефтедобыче – тянет за собой цепочку экономических трудностей. Количество безработных постоянно растет. Если в ноябре 2011 года один доллар равнялся 9 тысячам реалов,  то сегодня – 37 тысячам. Поэтому Тегеран заинтересован в смягчении санкций. И на данный момент есть прекрасный план министра иностранных дел России Сергея Лаврова step by step – постепенное решение ядерной проблемы: по мере выполнения требований снимаются санкции. Но в ближайшее время уступок со стороны Тегерана, считает профессор, ждать не приходится: 14 июня в Иране – выборы президента, в начале августа новый глава государства вступит в должность. «Только после формирования правительства можно будет предугадать направления политики Ирана, в том числе ядерной. До конца года будет длительное пережевывание старого».

Если говорить о вопросах безопасности в регионе, то, с одной стороны, Россия против обладания Ираном ядерным оружием, с другой – еще категоричнее против решения этой проблемы военным путем. Ни под каким видом Россия это решение поддержать не может, считает директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев. Если военный конфликт все же начнется, то Закавказье, Южный Кавказ и Южный Каспий будут неизбежно в него втянуты. Западная коалиция, если такая создастся, начнет активно втягивать в него граничащие страны – постсоветские государства, а те, в свою очередь, если согласятся, станут объектами удара со стороны Ирана. Экономическое развитие стран региона может быть отброшено на годы назад, локальные конфликты обострятся. Последствия будут непредсказуемы. Россия в стороне тоже не останется: это ее южные границы. Поэтому недопущение крупной войны в регионе –  общая задача.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter