Через 26 лет после хатынской трагедии, на месте сожженной нацистами деревни, поднялся мемориал. Церемонию открытия уникального комплекса, состоявшуюся 5 июля 1969 года, приурочили к еще одной памятной дате — 25–летию освобождения Беларуси от немецко–фашистских захватчиков. Воедино переплелись боль и слезы утраты белорусской земли, гордость и достоинство выстоявшего в страшном испытании народа, радость победы над лютым врагом. Все это прозвучало и в большом репортаже под названием «Хатынь никогда не повторится!», опубликованном в «Советской Белоруссии» 6 июля 1969 года. Возможно, читатели газеты со стажем вспомнят ту публикацию. Ну а тем, кто помоложе, мы предоставляем возможность познакомиться с ней сегодня.
Хатынь. Орадур. Лидице... Как поразительно схожа их печальная судьба! Эти деревни, труженики земли, извечно растившие хлеб, стали жертвой немецкого фашизма. Гитлеровские палачи сожгли Орадур, Лидице, Хатынь. Вместе с женщинами, стариками, детьми. По решению Центрального Комитета Коммунистической партии Белоруссии и правительства республики на земле Хатыни сооружен мемориальный комплекс. 5 июля состоялось его открытие.
Торжественно–траурная церемония началась в Минске, на площади Победы. Первый заместитель Председателя Совета Министров БССР В.Е.Лобанок подходит к Вечному огню у монумента Победы, зажигает факел и подносит его к чаше, установленной на бронетранспортере. Звучат торжественно–траурные мелодии. Бронетранспортер в сопровождении почетного эскорта делает круг по площади Победы и направляется в Хатынь.
Минутой молчания участники церемонии чтят память погибших. Раздается звон колоколов.
Тов. Ф.А.Сурганов объявляет мемориальный комплекс «Хатынь» открытым.
Из речи В.Е.Лобанка, первого заместителя Председателя Совета Министров БССР
Дорогие товарищи! Жители славной белорусской столицы! Боевые друзья, ветераны войны — фронтовики и партизаны!
Вспоминая тяжкие годы войны, мы славим наш великий народ, который не только устоял перед натиском коварного и сильного врага, но и нанес ему сокрушительное поражение.
Три года лютовали оккупанты в городах и селах республики. Они установили режим кровавого террора и насилия. Фашисты разрушили и сожгли свыше двухсот наших городов и городских поселков, более девяти тысяч сел и деревень, уничтожили и разграбили фабрики и заводы.
Враг рассчитывал на нашей земле затоптать все живое, что он будет держать население в страхе и рабском повиновении. Но захватчики просчитались.
Дорогие друзья! Четверть века минуло с тех пор, когда белорусская земля была полностью освобождена от немецко–фашистской нечисти. Залечены раны войны. Но мы не можем и никогда не залечим наших душевных ран. В памяти народной всегда будут жить те, кто кровью и жизнью своей заплатил за нашу свободу. Не утихнет в наших сердцах глубокая боль по отцам и матерям, старшим братьям и сестрам, нашим боевым друзьям, погибшим от фашистских рук. Гитлеровцы, насаждая свой так называемый «новый порядок», творили самые чудовищные злодеяния над советскими людьми. Они дотла уничтожали деревни, загоняли жителей в дома, сараи и живьем сжигали стариков, женщин, детей.
Одно из таких мест — деревня Хатынь в Логойском районе. Зловещая трагедия разыгралась там 22 марта 1943 года, когда банда эсэсовцев варварски сожгла все 26 домов этой деревни вместе с жителями. Населенный пункт был стерт с лица земли.
Нет и не может быть прощения тем, кто превращал в кладбище наши мирные селения. Невинные жертвы напоминают нам о том, что фашизм — под какой бы личиной он ни выступал, — это всегда смерть и разрушения, гнет и бесправие.
Из речи Д.В.Тябута, председателя исполкома Минского областного Совета депутатов трудящихся
Двадцать шесть лет назад, в марте 1943 года, на этом месте разыгрались трагические события. Озверелые гитлеровские головорезы согнали всех жителей в сарай на краю деревни и подожгли. Пылал костер из человеческих тел. Горели сто сорок девять жителей деревни Хатынь. Горели двадцать шесть домов Хатыни.
Мы не вправе забыть ни через двадцать шесть, ни через сто, ни через тысячу лет то, что нес с собой фашизм. Уничтожено девять тысяч двести сел, двести девять городов и городских поселков. У гитлеровских головорезов в «плане Ост» это называлось просто — «обезлюживанием». Оно планировалось в гитлеровских штабах, оно хладнокровно проводилось в жизнь. Оно называлось — фашизм.
Позвольте выразить большую благодарность архитекторам товарищам Градову, Занковичу и Левину, скульптору товарищу Селиханову, конструктору товарищу Макаревичу и всем строителям, монтажникам, инженерно–техническим работникам, которые участвовали в создании этого замечательного мемориального комплекса.
Мемориальный комплекс «Хатынь» является символом глубокого народного уважения не только к трагически погибшим жителям Хатыни, но и других таких же деревень Белоруссии, вечной благодарности тем, кто отдал самое дорогое — жизнь за свободу и независимость нашей Родины.
Из речи А.П.Желобковича, бывшего жителя Хатыни
Я буду говорить от имени тех, кого сегодня нет в живых. От имени моей матери и отца, моих родных, друзей, близких. От имени тех, чей пепел лежит в этой земле. В Хатыни я родился. И все, что произошло здесь в тот трагический день, я никогда не смогу забыть. Избежать страшной участи мне помог случай — утром отец послал меня в соседнюю деревню по делу. Когда я вернулся, люди уже горели в огне, я слышал стоны и крики тех, кто пытался спастись, кого расстреливали каратели.
Это по ним сегодня, вчера и завтра звонят и будут звонить хатынские колокола. Моих сверстников, маленьких деревенских мальчишек, седобородых стариков и подростков, матерей и младенцев оплакивают они. Всех, сгоревших живыми в огне.
Мы, советские люди, хорошо знаем, что такое фашизм. Это сотни деревень, разделивших страшную судьбу Хатыни. Это виселицы и массовые расстрелы в оккупированных городах, это Бабий Яр и Тростенец, Освенцим и Треблинка, чехословацкий Лидице и французская деревня Орадур.
Скоро двадцать пять лет, как окончилась война, но матери и сегодня оплакивают своих детей, убитых, замученных в фашистской неволе. Пепел сожженных стучит в сердца уцелевших.
Величественным памятником мужеству советских людей будет стоять сооруженный здесь мемориальный комплекс. Хатынь никогда не повторится.
Из речи И.М.Тимчука, Героя Советского Союза, бывшего секретаря Логойского подпольного райкома партии
Двадцать шесть лет назад в этой лесной белорусской деревне строчили автоматы карателей. С хладнокровием озверелых головорезов оккупанты следили за тем, чтобы ни одна живая душа не ушла от пули, не спаслась от огня.
Палачи карательного отряда «черная смерть» под командованием гитлеровского уголовника Дирлевангера бесчинствовали на логойской земле, свое появление в этих краях они отметили уничтожением Нового и Старого Городища, где было сожжено 460 ни в чем не повинных советских людей. Затем объектом зверств стали Хатынь и многие другие наши деревни, где захватчики уничтожили около семи тысяч мирных жителей.
Партизаны сполна отомстили фашистским палачам. По призыву Логойского подпольного райкома партии население уходило в леса, укрывало от врага скот и имущество. Наши славные лесные солдаты дважды громили «черную смерть», а 27 апреля 1944 года в бою у деревни Зарубовщина полностью уничтожили карателей численностью более 700 человек.
Мы открываем этот мемориальный комплекс в дни празднования 25–летия освобождения Белоруссии от немецко–фашистских захватчиков. И хотя в этой деревне уже никогда не будут любить и смеяться, печь душистый хлеб и доить коров, время не остановилось над Хатынью. Звон колоколов, словно биение сердец, зовет к жизни, к памяти, к борьбе. Из окрестных деревень, из близких и дальних городов идут, едут и будут направляться сюда десятки и сотни тысяч людей. Величественный памятник жертвам фашизма будет напоминать будущим поколениям о страшной трагедии белорусской Хатыни.
Из речи И.И.Каминского, свидетеля хатынской трагедии
Дорогие товарищи, друзья!
Всякий раз, когда я вспоминаю о Хатыни, сердце кровью обливается. Среди бела дня нагрянули в деревню каратели, окружили ее, разграбили, а всех жителей согнали в сарай и подожгли его. Люди рвались на улицу, а их в упор расстреливали. Я хотел спасти своего сына — его прошила автоматная очередь, и он умер на моих руках. Стреляли фашисты и в меня. Пуля попала в плечо. В огне погибли четверо моих детей и жена. От деревни остались лишь печные трубы да пепел.
Люди, не допустите больше такого!
Выступает свидетель хатынской трагедии И.И.Каминский.
Из речи Н.И.Юрцевич, бывшей партизанки, заслуженной учительницы БССР
Глядя на нашу республику, даже не верится, что всего четверть века назад она лежала в развалинах и руинах. Только в нашем районе гитлеровцы расстреляли и сожгли 8.527 советских граждан, уничтожили 82 деревни, 15 из которых не восстановлены.
Верными помощниками Советской Армии в борьбе с немецко–фашистскими захватчиками были наши героические партизаны. Около тысячи членов ВЛКСМ сражалось в партизанских отрядах. Многие из них отдали свою молодую жизнь за свободу Родины. Среди них Надежда Харченко, Николай Жердецкий, Анатолий Шелкович, Василий Калигин и многие другие.
Наш народ не только отстоял свободу и независимость своей Родины, но и освободил человечество от угрозы фашистского порабощения.
Все, чего мы добились после разгрома гитлеровских захватчиков на трудовом фронте, — это своеобразное плодородное поле, на котором мы растим молодое поколение.
Мемориальный комплекс в Хатыни, который мы сегодня открываем, будет напоминать будущим поколениям о жертвах фашизма на белорусской земле, о тех деревнях, которые гитлеровцы сожгли вместе с жителями.
Из речи Ф.А.Сурганова, второго секретаря ЦК КП Белоруссии
Созданием мемориального комплекса на месте уничтоженной фашистами деревни Хатынь наш народ увековечивает память тех, кто не стал на колени перед врагом, не покорился ему.
Злодеяния гитлеровцев в Хатыни — одно из многих тысяч преступлений, совершенных ими на нашей земле. От рук фашистских варваров в Белоруссии погибло свыше двух миллионов двухсот тридцати тысяч советских людей. Гитлеровцы разграбили, превратили в руины и пепел 209 городов и рабочих поселков, 9.200 сел и деревень. С невиданной жестокостью и садизмом оккупанты грабили и убивали, расстреливали и заживо сжигали женщин, стариков и детей.
Но как ни зверствовали захватчики, как ни изощрялись в жестокости в массовых убийствах, они не могли поколебать веру народа в победу.
Советская Белоруссия по праву обрела славу республики–партизанки. Более 440 тысяч партизан и подпольщиков, объединенных в мощные соединения, боевые организации и группы, вели беспощадную борьбу с немецко–фашистскими захватчиками. Враг сполна познал мощь партизанских ударов, силу патриотического подполья, беспредельную ненависть народа к оккупантам.
Борьба с захватчиками потребовала многих жертв. Сотни тысяч советских людей не дождались часа освобождения. Созданный руками белорусских архитекторов, скульпторов и строителей на месте бывшей деревни Хатынь мемориальный комплекс символизирует непокоренную волю, мужество и стойкость сотен тысяч славных граждан нашей страны, которые не стали на колени перед врагом, боролись и погибли с непоколебимой верой в победу.
"Хатынь никогда не повторится!" О чем писала газета "Советская Белоруссия" 6 июля 1969 года
Иосиф Каминский: люди, не допустите больше такого!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.