Кто должен финансировать капремонты?

Инвестиции в комфорт

—Зайти к нам страшно, — гомельский пенсионер Владимир Матвеевич Семенов расписывает свой «коммунальный кошмар» по телефону. Разобранная сантехника, выкорчеванная с привычного места ванна и даже туалетом пользоваться сейчас нельзя. Таковы, по его словам, последствия капитального ремонта, который проводят в их доме коммунальщики. Чтобы увидеть все своими глазами и вникнуть в суть проблемы, отправляюсь по адресу.


Дом № 34 по проспекту Ленина в Гомеле построен в конце пятидесятых. Несмотря на относительно небольшой возраст, здание имеет статус историко-культурной ценности. Правда, очередь на капитальный ремонт дошла до него лишь недавно. 

— Вот, пожалуйста, смотрите, — Владимир Матвеевич с горестным вздохом открывает двери в санузлы. — Ни умыться, ни помыться, ни в туалет сходить… 

На унитазе нет сливного бочка. Чугунная ванная прислонена к стене, а под водопроводным краном стоит пластмассовый таз, который заменяет канализацию. Та же картина на кухне — под мойкой ничего нет. 

Владимир Матвеевич, которому сейчас 81 год, рассказывает, что получил квартиру еще в 1961-м, когда работал на «Гомсельмаше». За все это время капитальный ремонт в доме ни разу не проводился. При том, что потребность в нем назрела давно. Как минимум одновременно с появлением глубоких трещин на стене в одной из комнат. Там же с потолка большими кусками падает штукатурка. 

Впрочем, это отдельная проблема, по поводу которой Семенов также обращался к коммунальщикам. Но сейчас его больше волнует вопрос возвращения в рабочее состояние сантехники: 

— Толком, считай, ничего не сделали, все раскурочили и ушли. А мне что теперь? Получается, я сам должен и купить все, и устанавливать. Что ж это за капитальный ремонт такой? 

Не согласившийся с таким положением, Владимир Матвеевич даже не стал подписывать типовой договор на оказание услуг по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома. Что, впрочем, не препятствует его исполнению. 

Хозяин квартиры приводит вполне предсказуемые аргументы. Пенсия небольшая, значительная ее часть уходит на лекарства и коммунальные платежи. Дети, по словам пенсионера, помочь не в состоянии, поскольку у них самих серьезные проблемы со здоровьем. 


Как выяснилось, не в восторге от капитального ремонта, точнее его финансирования, и другие жильцы дома, которые пишут жалобы в разные инстанции. Главная претензия заключается в том, что долгие годы люди оплачивали жировки, в которых есть и отчисления на капремонт. Когда же до него наконец-то дошел черед, приходится платить опять. Причем это касается не только работ внутри квартир, но и мест общего пользования: ремонт самих подъездов, замена электропроводки, благоустройство дворовой территории и так далее. 
Недовольство назревает даже там, где работы еще не начались. Как, например, в 6-м подъезде. На момент общения с его жильцами к замене водопроводных стояков здесь еще не приступали. Однако о «вытекающих последствиях» в подъезде уже наслышаны. 

— У нас тут практически одни пенсионеры, которые живут в доме с 60-х годов, — рассказывает Наталья Михайловна, проживающая в одной из квартир. — За 55 лет никаких капремонтов не было. А тут дождались, и, оказывается, все за наш счет. Наши бабушки в шоке. Они не в состоянии заплатить 3—3,5 миллиона рублей. Многие говорят, что просто не пустят рабочих в квартиры: «Они мне все разнесут, а кто потом сделает? Пусть остается как есть — на мой век хватит». 

Логика пожилых женщин проста. Для них и в самом деле проще «дотянуть» со старыми коммуникациями. Однако говорить об отмене капремонта по этой причине по меньшей мере нелепо. Позицию КЖРЭУП «Железнодорожное», к которому относится дом, разъяснила ведущий инженер отдела капитального ремонта Екатерина Прокопенко:

— В доме № 34 по проспекту Ленина проектно-сметной документацией предусмотрена замена стояков сети водоснабжения в квартирах — до запорной арматуры. То есть остальная часть системы водоснабжения и канализации меняется за счет собственников и нанимателей жилых помещений. Такой порядок возмещения затрат предусмотрен действующими нормативами, нарушать которые мы не можем. Предлагаем жильцам заключать договоры на выполнение всех работ по установленным тарифам. Это касается и монтажа сантехнических систем в квартирах, и ремонта в подъезде. Конечно, жильцы имеют право найти другого подрядчика. Если считают, что тот выполнит весь комплекс работ качественно и за меньшие деньги. Что касается устранения трещин и укрепления стены, то выполнение этих работ предусмотрено за счет бюджета в срок до конца марта 2016 года. 


Пенсионеров, малоимущих и прочих льготных категорий в проектно-сметной документации не предусмотрено. Это сугубо технический регламент, которым определяются объемы и реальная стоимость работ без всяких скидок. Поэтому оплачивать монтаж разводки и подключение сантехники в квартирах жильцам придется самим. 

Ситуация с домом № 34 вовсе не частный случай. Подходы к финансированию капремонтов изменились по всей стране. Новые принципы прописаны в недавно принятых нормативных актах Министерства жилищно-коммунального хозяйства. Среди них постановление от 4 июня 2014 года, рекомендации об организации и проведении ремонтных работ жилищного фонда, утвержденные 4.02.2015 г., и другие. Суть регламентов сводится к простой истине. Полномасштабного бюджетного финансирования капремонтов, как было раньше, уже не будет. В схемы, которые действовали годами и десятилетиями, экономические реалии внесли свои коррективы. С точки зрения населения — довольно неприятные. 

По-человечески пенсионеров можно понять и посочувствовать им. Цены на стройматериалы и выполнение самих работ действительно иногда кусаются. Однако ни от этого сочувствия, ни от ностальгии по «советским временам», когда добрый Афоня из местного ЖЭСа мог бесплатно заменить мойку, ничего не изменится. И деньги точно не появятся. Ответ на вопрос «что делать?» следует искать в плоскостях житейского прагматизма. 

К примеру, у большинства тех же пенсионеров есть взрослые работоспособные дети и даже внуки. То есть потенциальные наследники, кровно заинтересованные в том, чтобы привести жилье в полный порядок. И на пути к этой цели сумма в 3,5 миллиона рублей не кажется запредельной. Не говоря о том, что помощь престарелым родителям — элементарный принцип общечеловеческой морали. В жизни, конечно, бывает по-разному. В любом суде расскажут массу историй, когда после смерти одинокой и вчера еще никому не нужной старушки откуда ни возьмись появляется многочисленная родня. И принимается с энтузиазмом делить квартиру, иногда увязая в судебных тяжбах на годы. 


Есть, впрочем, довольно простой рецепт, как отвадить подобных горе-наследников, а главное — помочь старикам в решении коммунальных, да и ряда других, житейских проблем. Очевидно, имеет смысл тщательно проработать и «раскрутить» юридический механизм, по которому квартира завещается государству. Взамен те же ремонтные работы, а, возможно, частичная или полная компенсация затрат на коммунальные услуги, могли бы производиться за счет бюджета. 

Конечно, причесать всех под одну гребенку невозможно. В любых прописанных законом правилах есть исключения. Когда, к примеру, родственники пенсионера на самом деле не могут помочь ему в силу тяжелых обстоятельств. Однако вряд ли подобные ситуации имеют характер массового явления. Каждый такой «частный случай» должен рассматриваться индивидуально. Тщательный подход предотвратит новый вид социального иждивенчества. Тем же, кто на самом деле остро нуждается в помощи, оказать ее смогут местные органы власти и соцзащиты. 

Руслан ПРОЛЕСКОВСКИЙ

proleskovskiy77@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter