Ректор БГУ о 100-летии университета, международных рейтингах и креативном образовании

Инвестируя в качество

Зачем БГУ отстаивает свои позиции в международных рейтингах

В календарь памятных дат ЮНЕСКО недавно записали важное для нашей страны событие — 100-летие Белорусского государственного университета. Солидный юбилей наш главный вуз отпразднует лишь в октябре 2021-го, но сотый учебный год здесь начнется уже в предстоящем сентябре. Каким БГУ подходит к дате? Зачем преподавателям осваивать креативное образование? И для чего университету улучшать позиции в рейтингах? Об этом «СБ. Беларусь сегодня» расспросила ректора Белгосуниверситета Андрея КОРОЛЯ. 


— Андрей Дмитриевич, за БГУ давно закрепилось звание главного вуза страны, но что стоит за этим статусом? 

— БГУ — это уникальный комплекс, в который входят 18 факультетов, 3 института, 7 учреждений образования с правом юридического лица, 6 научно-исследовательских институтов, 42 научно-исследовательские лаборатории и 8 инновационных предприятий с собственным производством лекарств. Каждая шестая кандидатская и докторская в стране защищаются в нашем университете, и каждый третий студент, включенный в республиканский банк одаренной молодежи, обучается в БГУ. На одного преподавателя у нас приходится 6 студентов. Много это или мало? С одной стороны, у других белорусских университетов это соотношение примерно 1 к 10, но с другой, у мировых лидеров — 1 к 2. И это не просто давняя традиция, а инвестиции в качество образования. При таком подходе у преподавателя больше возможностей заниматься наукой, сочетая образовательные функции и так называемую деятельность второй половины дня, когда пишутся статьи и поддерживается реноме вуза на международной арене. Если мы хотим, чтобы университет был топовым и брендовым для страны, нужно эту планку выдерживать. Но у медали есть и обратная сторона: для подобного рода соотношения нужно больше средств, в том числе собственных университетских. Только 3 — 4 миллиона рублей ежемесячно у нас уходит на заработную плату. 

— Где университету найти деньги?

— В этом вопросе ответ на все наши преобразования за два последних года. Сегодня зрима тесная связь экономических показателей и кадровой политики. Мы кардинально ее пересмотрели и сориентировали на достижение роста производительности труда. В частности, существенно изменен функционал проректоров и направлен на основные процессы деятельности БГУ вместо курирования работы факультетов. Повысилась и роль деканов в качестве руководителей. Мы оптимизировали трудовые ресурсы в первую очередь за счет обновления и омоложения руководящего состава. А материальное стимулирование привязали к производительности труда. В 2019 году в БГУ она увеличилась на рекордные 18%. При этом зарплаты выросли на 15,4%. Да, не пропорционально, но таким образом мы можем тратить заработанные деньги и на матчасть. За два последние года на нее потрачено в 5 раз больше, чем в 2014 — 2017 годах. В 1,6 раза увеличены инвестиции в цифровую трансформацию. А в ближайшее время запустим принципиально новый сайт.

Для всех категорий сотрудников мы разработали свои критерии эффективности. Для преподавателей создана рейтинговая система оценки труда, где учтены важные с точки зрения стратегии университета показатели — от работы со студентами до публикаций в высокорейтинговых журналах. У каждого преподавателя есть портфолио в баллах, лучшие получают хорошую надбавку из выделенного фонда, который увеличивается пропорционально доходам вуза. Вроде азбучные вещи в экономике, но они потребовали системного информирования сотрудников, изменения ряда нормативно-правовых актов. Произошли и структурные преобразования около 20% подразделений. Объединены институты, некоторые отделы, сокращено несколько десятков ставок аппарата управления. Это не просто финансовый эффект, а управленческий, ведь повышается мобильность вуза. 

— Такую кадровую политику восприняли неоднозначно... 

— Но благодаря этим кадровым решениям у нас появилась прибыль, а соответственно, улучшилась ситуация с зарплатами и матчастью. Активизировано производство наукоемкой продукции, дополнительное образование и экспорт образовательных услуг. Доход от допобразования вырос на 69%, а одного только выведенного в самостоя­тельное подразделение факультета повышения квалификации и переподготовки кадров — на 40%. По экспорту примерно на 140% перевыполнили доведенный нам план. Но есть вопрос с общежитиями. Из-за отсутствия в них мест нередко вынуждены отказывать в обучении иностранцам с хорошим баллом. Есть потребность минимум в одном общежитии, и Минобразования видит эту проблему, но ее решение — процесс не быстрый. При этом у нас рекордное количество иностранцев за всю историю БГУ: 3700 студентов и 107 магистрантов и аспирантов. А это результат усиленной маркетинговой деятельности. Открыли 18 новых магистерских программ на английском языке, создали два совместных института с китайским Даляньским политехническим университетом — один на их базе, второй в БГУ. 

К слову, пересмотр кадровой политики значительно повлиял и на научные показатели. 

Впервые введен конкурс грантов ректора для подготовки кандидатских и докторских, что дало рост на 15% кандидатских и на 21% докторских. Публикаций в международных журналах баз Scopus и Web of science стало больше почти на 8%, а это влияет на наши позиции в мировых рейтингах.

— А насколько важны эти позиции?

— Высокие позиции вузов нашей страны в рейтингах — это имидж Беларуси. БГУ сегодня входит в 1,5% лучших университетов мира, мы единственные в стране представлены в престижном Шанхайском предметном рейтинге ARWU. Рейтинги — это бизнес и политика, система отсчета, где тебя оценивают другие. Это объективная реальность. Хотим мы или нет, но нам приходится играть по таким правилам, и от внимания к рейтингам зависят экспорт и экономика стран. Это иностранные студенты и инвестиции в науку. Многие государства придают рейтингам огромное значение, вкладывают серьезные деньги, создают целые программы продвижения. Сегодня у нас рост по рейтинговым критериям, но нас обходят новички. Поэтому нам нужна системная поддержка, чтобы быть понимаемыми и признаваемыми. 

— Слышала, что к 100-летию запланирована долгожданная реконструкция главного корпуса? 

— БГУ — это не пара учебных корпусов, а около 160 объектов, и только за прошлый год мы вложили в ремонт около 6 миллионов рублей. Но у некоторых зданий, как у главного корпуса, 100-процентный износ. К середине апреля ждем экспертизу проекта, чтобы оценить стоимость вопроса. Только на вторую очередь нужно около 25 миллионов рублей, дальше — больше, и самим нам не справиться. Да, мы получили денежную поддержку от Правительства. Но нам помогают, так как видят наше собственное немалое вложение. Сейчас в разных корпусах идет замена окон, лифтов, утепление фасада. Важно, чтобы студенты и сотрудники видели и понимали суть этого процесса.

— Последние потрясения в мире показали, что университет должен быть готов в любой момент работать дистанционно.

— У дистанционного обучения есть свои ниши и преимущества перед очным, но наивно думать, будто оно заменит живое общение преподавателя и студента. В БГУ работает образовательный портал, на котором почти 2000 курсов по разным специальностям. Каждый вход фиксируется, все результаты можно оценить идентично интерактиву. На обычной паре студент может отсидеться, а здесь невозможно, все видно как на ладони. Порталу больше двух лет, и создан он не по причине форс-мажорных ситуаций, а как площадка для повышения качества образования. 

Студенту важно не столько усваи­вать опыт человечества, сколько уметь создавать собственный образовательный продукт, отличный от продуктов других. Тогда развиваются компетентности творца, способного администрировать свой образовательный путь. Это нужно самому человеку и стране, бизнесу и экономике. 

И наш университет здесь идет по пути креативных образовательных технологий, ориентированных не на получение готовой информации, а на изучение границ своего незнания. Не давать ответы на заранее известные вопросы, а учить задавать эти вопросы, ставить цели, создавать свое, сопоставлять, анализировать. В этом случае дистанционная среда выступает отличным подспорьем для размещения результата собственного исследования, эксперимента, образовательного продукта, а главное — сравнения своего с чужим. И функции преподавателя сегодня меняются. Востребован педагог, ориентированный не на трансляцию, а на организацию индивидуальной эвристической деятельности студента. Поэтому мы проводим курсы по повышению квалификации преподавателей в области креативного образования. Через них прошли уже более 500 педагогов вузов, средних специальных учебных учреждений Беларуси. В активе наших преподавателей более 500 методических разработок, практикумов открытых заданий по различным дисциплинам. Это принципиально новые технологии, методология, содержание образования. И БГУ как раз показывает и доказывает, что главный вуз страны должен быть лидером в сфере новых методологий и направлений в высшем образовании. 

НАШИ ЛЮДИ В КЕМБРИДЖЕ
   
Для издания об интеллектуальной элите БГУ специалисты Кембриджского университета помогали собрать информацию о профессоре физики Ефиме Сиротине, который работал у них в лаборатории вместе с Петром Капицей. Сейчас по инициативе британской стороны идет работа над сводным изданием на английском языке. 

pasiyak@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter