Инвестировать или исчезать!

Так недвусмысленно председатель Правления Белкоопсоюза Владимир Кулешов определил стратегию развития организаций потребительской кооперации на ближайшую перспективу

Так недвусмысленно председатель Правления Белкоопсоюза Владимир Кулешов определил стратегию развития организаций потребительской кооперации на ближайшую перспективу 

Вопрос, что называется, поставлен ребром. Причем, по словам Владимира Викторовича, этот лозунг родился отнюдь не в стенах кооперативного ведомства, он давно уже стал определяющим в работе западных партнеров. На практике это означает постоянное обновление и модернизацию производства, взвешенные подходы в принятии управленческих решений, максимальную адаптацию кооперативных организаций и предприятий к рыночным условиям. Хорошо известные, в общем-то, истины, но, судя по всему, еще не все на местах осознали, что иной альтернативы, попросту говоря, нет. Отсюда и жесткость в подходах к оценке складывающейся в системе потребкооперации ситуации. Причем примером для подражания должна стать в первую очередь ведущая отрасль — торговля, итоги развития которой в 2007 году были подведены на республиканском семинаре-учебе. Его участники ознакомились также с перспективными направлениями и технологиями, которые применяются на ряде объектов одного из лучших Гомельского облпотребсоюза. 

Заместитель председателя Правления Белкоопсоюза Александр Забелло подчеркнул, что ставилась задача проанализировать взаимодействие между оптовыми и розничными предприятиями торговли на уровне района, области, республики и внести необходимые коррективы по совершенствованию их деятельности. Надо признать, что, несмотря на прилагаемые усилия, оптовое звено пока что остается достаточно уязвимым. До сих пор, например, электронная почта с предложениями оптовых баз обычно приходит в приемную райпо, минуя коммерческий отдел, а нередко вообще ограничиваются услугами факсимильной связи. Такие подходы Александр Леонидович считает неприемлемыми в современных условиях. Пора наконец уяснить, что в карете прошлого, образно говоря, в рынок не въедешь. Судя по всему, одними из первых это осознали в Гомельском облпотребсоюзе, который по многим направлениям занимает лидирующие позиции, в том числе и в организации торгового процесса по всей цепочке снизу доверху. 

В качестве базового для проведения семинара было определено Светлогорское райпо, где на практике в основном реализованы те задумки, которые в перспективе предполагается распространить в целом на систему потребкооперации. Старт был дан в поселке Паричи, который является типичным для малых и средних городских поселений, в настоящее время здесь проживают 2,3 тысячи человек. По информации председателя правления Светлогорского райпо Елены Лаптевой, торговое обслуживание населения в поселке осуществляют 34 предприятия торговли и общественного питания, 11 из которых – потребительской кооперации. Не являясь монополистами, кооператоры, тем не менее, высоко держат профессиональную марку. В частности, удельный вес потребкооперации в общем объеме товарооборота составил за два месяца нынешнего года 57 процентов, причем на протяжении ряда лет прослеживается положительная динамика. Здесь, как и в целом в райпо, в последнее время были вложены значительные средства в развитие материально-технической базы, что в конечном итоге и предопределило успех. 

Знакомство с работой здешних предприятий торговли и общественного питания участники семинара начали с кафе «Алеся» — первого объекта придорожного сервиса на въезде в Гомельскую область. Что же, кафе как картинка: привлекательный фасад, современный интерьер, отличная кухня… Такой облик оно обрело после завершения в сентябре минувшего года реконструкции, в которую было вложено 478 миллионов рублей. Здесь оказываются различные услуги, водитель, например, может сделать предварительный заказ по телефону прямо из своего авто. Тем не менее трасса пока что остается тем резервом, который намерены максимально задействовать, и тогда, по предварительным оценкам, товарооборот этого предприятия общепита достигнет порядка 50 миллионов рублей. 

Кроме того, в Паричах участники семинара посетили универсам «Паричский», магазины «Домашний уголок», «Промтовары», «Кулинария». В каждом из этих объектов можно почерпнуть много чего полезного по совершенствованию организации торгового процесса. В «Домашнем уголке», в частности, после проведения реконструкции и введения специализации с акцентом на расширении ассортимента товаров хозяйственной группы товарооборот возрос в 1,7 раза и составил в среднем 40 миллионов рублей в месяц. При этом в структуре товарооборота наибольший удельный вес занимают строительные материалы – 36 процентов,  а их ассортимент исчисляется более чем 800 наименованиями, причем на небольших торговых площадях.  Но даже не это самое главное. По словам начальника управления торговли Белкоопсоюза Павла Кохно, здесь смело экспериментируют, предлагают покупателям новые и, казалось бы, не совсем обычные для таких населенных пунктов товары, которые тоже оказываются востребованными (например, душевые кабины). И вообще, творчески подходят к делу. Выкладку товаров, в частности, меняли шесть раз, пока не получили оптимального варианта. 

Должен заметить, такой подход характерен и для других здешних предприятий торговли. В магазине «Промтовары», кроме традиционных изделий,  организована, и достаточно успешно,  также торговля сотовыми телефонами и аксессуарами к ним, видеокамерами, цифровыми фотоаппаратами, тренажерами, роликовыми коньками, DVD-проигрывателями, живыми цветами, товарами медицинского назначения.

После переспециализации начиная с октября минувшего года продано только сотовых телефонов 136 штук, а нынче за два месяца на 20 миллионов рублей — живых цветов. В этой связи Александр Забелло верно заметил, что кое-где на местах безосновательно считают те же сотовые телефоны не сегментом рынка потребкооперации, но опыт светлогорских кооператоров убеждает в обратном. Между прочим, до введения новой специализации ежемесячный товарооборот в «Промтоварах» не превышал 18 миллионов рублей, причем не менее трех дней в неделю приходилось на выездную торговлю. Теперь же он вплотную приблизился к 30 миллионам, а в летнее время рассчитывают довести этот показатель до 50 миллионов рублей. 

В начале февраля открылся небольшой магазин «Запчасти». Несмотря на то что прошло совсем немного времени, уже продали один скутер и два мотоцикла, на 700 тысяч рублей запасных частей. Неплохое, согласитесь, начало, тем более что магазин становится все более популярным и уже подана заявка на приобретение еще одного скутера. А ведь, напомнил Павел Кохно, в Паричах нет сверхвысоких заработков, в основе успеха – организация дела. 

Под большим впечатлением остались участники семинара и после посещения универсама «Паричский». Особенность этого торгового предприятия в том, что здесь на практике отработана модель ведения заявочной работы торговым агентом по централизованной поставке кондитерских изделий ЧУП «Гомельская универсальная база» с использованием карманных персональных компьютеров. Как и любое новое дело, оно требует осмысления. Необходимо отметить, что Светлогорское райпо – самое удаленное на Гомельщине, куда с универсальной базы централизованно завозятся товары. Поэтому наличие торгового агента позволяет оперативно решать многие вопросы, связанные с товародвижением. В восьми районах области, в том числе и Светлогорском, эти обязанности возложены на Дмитрия Веремеева, за которым за­креплены пятьдесят два магазина. Нагрузка немаленькая, но пока что рекламаций на работу торгового агента не поступало. 

По просьбе участников семинара Дмитрий показал, насколько эффективно использование современных технологий в организации торгового процесса. В его карманном персональном компьютере содержатся данные по всем остаткам товаров, которые имеются на данный момент на Гомельской универсальной базе, и, что тоже немаловажно, торговый агент способен качественно, быстро и, если хотите, агрессивно продвинуть ассортиментный перечень в обслуживаемые магазины. Что он, собственно говоря, тут же и продемонстрировал. Вместе с заведующей универсамом «Паричский» Еленой Рофеевой была сформирована заявка на поставку кондитерских изделий, которая незамедлительно поступила на сервер универсальной базы. Там информация обрабатывается, и на основе транспортной  накладной на складе формируется заказ, подается под загрузку автомобиль — и, как говорится, в добрый путь. Как видим, все гениальное достаточно просто. Однако так называемый человеческий фактор тоже присутствует, хотя к нему прибегают достаточно редко. В том, например, случае, когда на базе отсутствует или имеется в недостаточном количестве необходимый товар. Тогда в дело включаются товароведы коммерческого отдела, куда и поступает заявка из магазина. 

Торговый агент посещает закрепленные за ним магазины два раза в месяц. По мнению Павла Кохно, надо чаще бывать на местах, лучше всего еженедельно, и такая работа уже проводится. Но даже при существующем порядке экономический эффект очевиден: продажа кондитерских изделий в универсаме «Паричский» возросла с 350 до 600 килограммов в месяц, а их удельный вес в структуре товарооборота увеличился с 5,1 до 9 процентов. После того как завершится апробация нового метода работы, предполагается распространить его и на другие группы товаров. 

Под одной крышей с универсамом находится также магазин «Кулинария». Он интересен уже тем, что наиболее полно соответствует своему названию. В небольшом по размерам помещении максимально задействована торговая площадь. Участники семинара обратили внимание на большой ассортимент выпечки, которая доставляется сюда в течение каких-то десяти минут гужевым транспортом из кафе «Алеся». В результате затраты — минимальные, а эффект просто потрясающий: 50 миллионов рублей товарооборота ежемесячно. 

Многие из работников торговых предприятий, с которыми довелось беседовать в Паричах, были единодушны в том, что успех в значительной степени достигнут благодаря четким поставкам товаров, которые в большинстве своем аккумулируются на торгово-распределительных складах Светлогорского райпо. Это четыре товарных склада, тары и экспедирования. Их оборот в минувшем году составил 21,8 миллиарда рублей, темп роста к предыдущему году в сопоставимых ценах – 113,2 процента. Небезынтересно было узнать, что удельный вес поставки товаров со складов в предприятия торговли и общественного питания  в 2007 году достиг 68 процентов, а нынче за два месяца увеличился еще на 0,4 процентного пункта. Организована также работа экспедиционного склада, что способствовало наиболее эффективному использованию автотранспорта, сокращению простоев автомашин под погрузкой и выгрузкой. При осуществлении заявочной работы работники коммерческого аппарата получают информацию о наличии остатков товаров на республиканских и областных оптовых предприятиях, в том числе и на ЧУП «Гомельская универсальная база», по электронной почте, на должном уровне организовано управление товарными ресурсами. Экспедиционный склад, формирование заявок и управление товарными ресурсами – вот, образно говоря, те три кита, на которых держится светлогорская торговля. 

Судя по всему, на таких же принципах строят свою работу и в других потребительских обществах Гомельского облпотребсоюза, что и позволяет ему на протяжении ряда последних лет сохранять лидирующее положение в Белкоопсоюзе. При этом никто, думаю, не станет отрицать весомый вклад оптового звена в совершенствование торгового процесса, где главной скрипкой в оркестре, бесспорно, является ЧУП «Гомельская универсальная база», куда и направились из Светлогорска участники республиканского семинара-учебы. Предприятие находится в спальном микрорайоне областного центра, но создалось впечатление, что население хорошо проинформировано о его месторасположении: об этом можно было узнать из многочисленных рекламных щитов и растяжек, которые размещены по всему городу. Директор базы Павел Семенюк подтвердил наши предположения, да и изрядное количество легковых автомобилей покупателей, которые специально прибыли отовариться в принадлежащий ей магазин «Дисконт», свидетельствовал о том, что сюда не зарастет народная тропа. 

Павел Евгеньевич пояснил, что «Дисконт» открыт после реконструкции действовавшего прежде магазина, среднемесячный товарооборот которого не превышал 25 миллионов рублей, и неэксплуатируемых с 1990 года площадей бывшей столовой. Ставилась цель значительно увеличить объемы розничного товарооборота за счет ускорения оборачиваемости товаров и привлечения покупателей низкими ценами – снижение торговой надбавки при формировании розничной цены, предоставление системы скидок, использование при расчетах за покупки дисконтных карт. Необходимо отметить, что намеченные задачи успешно выполнены, розничные цены на товары в «Дисконте» в среднем на 20 процентов ниже, чем в городских магазинах и даже конкурируют с теми, что установлены на местных рынках. Действует гибкая система скидок, что также является привлекательным фактором. Например, на реализуемые в упаковке соки, муку, пиво, крупы скидка составляет 2 процента. Максимальная же скидка, на которую может рассчитывать владелец дисконтной карты, равна 4 процента. 

Оценив ноу-хау гомельских оптовиков, председатель Правления Белкоопсоюза Владимир Кулешов подчеркнул, что товар поступает в магазин со скидкой уже прямиком с базы, а значит, процессом ценообразования можно управлять. Немаловажно и то, по мнению руководителя кооперативного ведомства, что здесь везде прекрасное благоустройство: в магазине, на складах и прилегающей территории, а это, в свою очередь, работает на авторитет местной потребительской кооперации. Ведь только в минувшем году на универсальной базе инвестировали в обновление и модернизацию 1,3 миллиарда рублей, получили 800 миллионов рублей чистой прибыли. Вот так бы везде, тогда бы и проблем в оптовом звене поубавилось. Кстати, в «Дисконте» рассчитывают выйти на среднемесячный товарооборот не менее 200 миллионов рублей. Почувствуйте, как говорится, разницу. 

О работе самой Гомельской универсальной базы можно сказать одним словом: здорово! Думаю, со мной согласятся все участники семинара, которые не скрывали своего восхищения от увиденного на складах, в торговом отделе, где рабочие места товароведов оснащены компьютерами,  а само помещение по дизайну отвечает современным требованиям. В целях увеличения объемов продаж в июне минувшего года на универсальной базе был создан сектор по торговле кондитерскими изделиями и введены четыре единицы торговых агентов. В их обязанности входил сбор заявок и изучение спроса на кондитерские изделия в розничных торговых предприятиях райпо. В результате сегодня база осуществляет доставку товаров в 177 магазинов Гомельской области, минуя распределительные склады районных кооперативных организаций. Для торговых агентов разработана эффективная система оплаты труда, позволяющая регулировать размер заработной платы  с учетом личного вклада. Кладовщики, занятые на отборе товаров, и грузчики переведены на сдельно-премиальную форму оплаты труда. 

Об этом и о многом другом состоялся обстоятельный разговор по итогам семинара-учебы на пленарном заседании. С информацией об итогах работы торговой отрасли в 2007 году выступил начальник управления торговли Белкоопсоюза Павел Кохно. В целом они неплохие, прогнозный показатель роста товарооборота обеспечен всеми облпотребсоюзами и составил по Белкоопсоюзу 110,7 процента. Однако не надо обольщаться достигнутым. Без инвестирования и модернизации материально-технической базы оптового звена невозможно дальнейшее наращивание объемов оптового оборота и поставки товаров в розничную торговую сеть со всеми вытекающими отсюда последствиями. При этом акцент необходимо сделать на автоматизацию торговых процессов, внедрение современного программного обеспечения, совершенствование технологии складского хранения, заявочной работы, в том числе и с привлечением торговых агентов, оснащенных карманными персональными компьютерами. 

В общем, предстоит большая работа, которая будет успешной в том случае, когда, по словам Владимира Кулешова, удастся решить две, казалось бы, взаимоисключающие задачи: изыскать средства для повышения заработной платы административно-управленческому персоналу и одновременно направить гораздо больше, чем прежде, инвестиций в развитие торговой отрасли. Единственно правильное решение – в наращивании объемов деятельности. Достигнутые в феврале темпы роста в 117 процентов никого не должны расхолаживать, поскольку по республике они еще выше — 121 процент. Вывод: надо наращивать свой потенциал. За счет чего? Хотя бы сделав ставку на высокобрендовые товары, которые пользуются устойчивым спросом. Кроме того, прием товаров от поставщиков должен осуществляться только на условиях реализации и никак не иначе. Перечень таких товарных групп будет определен в ближайшее время. 

Важный фактор – совершенствование структуры товарооборота. Вдумайтесь, улучшение только на один процент приносит, как минимум, три миллиарда рублей дополнительных доходов. Поэтому надо всячески расширять ассортимент за счет новых востребованных товаров, а не торговать, как выразился Владимир Кулешов, вчерашним днем. Во главу угла необходимо поставить также специализацию торговой сети. Если, к примеру, это обувной магазин, то товар в нем должен отвечать запросам всех категорий населения. То же самое и по другим позициям. И вот тут особая роль отводится оптовому звену, значимость которого в обеспечении розничных торговых предприятий непродтоварами весьма велика. Не дело, считает Владимир Кулешов, что сейчас кооперативная торговля продает в год на одного человека непродовольственных товаров на 92 тысячи рублей. Только по спичкам и велосипедам кооператоры превышают среднереспубликанский показатель. Зато, например, по печатной продукции меньше в 21 раз. При этом, заметьте, 53 процента реализации непродовольственных товаров приходится на магазины ТПС и лишь семь универмагов имеют среднемесячный товарооборот свыше 200 миллионов рублей. 

 — Без решения этих и других узловых вопросов, — подчеркнул Владимир Кулешов, — успеха не будет и никакие поставленные задачи не будут выполнены.     

Болевые точки обозначены, адреса передового опыта известны, приоритеты определены. Дело – за исполнением. Потому что, действительно, ситуация такова, как ее обозначил Владимир Кулешов: «Инвестировать или исчезать»! 

На снимке: на республиканском семинаре-учебе на Гомельщине. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter