В 9-ю городскую больницу Минска пришли 20 выпускников медуниверситетов

Интерны: кто на новенького

Комедийный сериал, посвященный работе врачей-интернов, в прокате пять лет. Начинающие доктора в фильме ошибаются и проказничают, будто случайно попали в профессию. В этом году в 9-ю городскую больницу Минска пришли 20 выпускников медуниверситетов. Корреспонденты «Р» отправились в клинику, чтобы составить портрет белорусского интерна и развеять киношные мифы.


Врачи-интерны с доктором САНТОЦКИМ

— Драйв, энергетика, тут все решают секунды, — у дверей одного из реанимационных отделений встречает девушка. В глазах уверенность, в плечах сила. На врача-новичка, отработавшего  месяц с небольшим, не похожа. Екатерина Сущая – староста выпускников. И в этой клинике она действительно человек бывалый. Со второго курса работала санитаркой, потом медсестрой-анестезисткой и вот уже стажер анестезиолог-реаниматолог. В медицине «варилась» с детства: 

— Бабушка была медицинской сестрой, мама – операционная сестра, в клинике сорок лет. Медицина мне близка и интересна. И я довольна, что стала врачом.

Мама Наталья Анатольевна наставляет дочь: «Честно надо работать, правильно и аккуратно. Сейчас самое время спрашивать и советоваться с руководителями».  

— Реанимация – это адреналин, — так же восторженно, как и в начале беседы, продолжает Екатерина. – В терапии все медленно, улучшения можно ждать долго, а здесь эффект на глазах. Либо его нет. Тогда испытываешь разочарование, что не смог помочь, несмотря на все усилия.


По коридору пробегает медсестра и на ходу делает нам замечание: «Почему идете в реанимацию не по форме?» 

— Санэпидрежим. Муштруют нас, — покорно вздыхает Антон Давыдов. – И это правильно. Клиника все-таки.  

Антон не видел в своей семье примеров других профессий. Родители, родители родителей – все врачи. 

— Непросто содержать семью на зарплату врача, но я о своем выборе не жалею. Восхищает высокая мотивация моих руководителей. Это молодые и очень требовательные к себе доктора. И это заражает. В нашей стране интересно начинать, развиваться. В клинике выполняют самые разные операции, современная техника и технологии. Хочется научиться делать свою работу на уровне, как ее делают профессионалы. Сейчас осваиваем различные манипуляции. Например. Ввели пациенту наркоз. У тебя в руках голова, которая не дышит. И максимум три минуты, чтобы ввести трубку в трахею и запустить искусственную вентиляцию легких… В реанимации все относительно. Может быть нормально, а потом раз — и состояние пациента резко ухудшилось. Операции порой длятся и по шесть часов. Могут возникнуть разные осложнения. Счет идет на секунды, чтобы принять верное решение. Тут ты всему голова.


Анестезиология и реаниматология, неврология, терапия, клиническая лабораторная диагностика — вот специальности интернатуры, которые практикуют здесь начинающие медики. За теоретическую подготовку интернов можно не волноваться. В больницы направляют лучших выпускников со средним баллом не ниже восьмерки. Остальное — дело практики.

Заведующий отделением реанимации для хирургических больных Евгений Сантоцкий – один из руководителей интернов. В 2001 году он сам пришел сюда после университета на новенького. Сегодня интерны тянутся за ним:  

— Врач должен знать и уметь многое. За то время, пока здесь работаю, произошел большой прогресс: внедрены технологии, базы данных, появилось много дополнительных методов обследования. Подходы к лечению заболеваний сильно поменялись. Спасают тех, кого раньше спасти не удавалось. К нам приходят разные выпускники. Все зависит от характера. Кто-то постоянно интересуется, спрашивает. Некоторые считают, что много знают, а спустя год понимают, что знаний не хватает, начинают усиленно учиться. Через два года вся спесь сбивается. В реанимации человек на грани. Тут первые смертельные случаи. Слезы… И приходит понимание — обучение длится всю жизнь. 


Старт здесь шикарный. Интерны — будущие работники больницы, и мы заинтересованы, чтобы вкладывать в них. 

А насколько пациенты доверяют свое здоровье интернам? 

— В реанимации, если человек в сознании, он думает об одном: только бы выжить, не вникает в процесс. В других отделениях может отказаться от осмотра стажером.

Однако начинающие доктора не помнят, чтобы пациенты их игнорировали. Руководители представляют интернов как молодых врачей. 

—  Сейчас показываем им основные манипуляции, навыки, — вводит в курс дела  доктор Сантоцкий. — Это только начало становления специалиста, а самостоятельным он становится лет через пять-десять, когда морально и профессионально созреет к этому. 

— А как насчет дежурств вне очереди? – интересуюсь у Евгения Оганесовича. 

— Да пока не провинились. С опозданием жестко, система карточек. Наоборот, приходится задерживаться порой вне плана. И это не оплачивается. 


Татьяна БУЛОЧКИНА мечтала стать врачом с детства

Антон показывает график дежурств. Врачи работают почти на две ставки. Можно сказать, живут в отделении. Врач-интерн по специальности «клиническая лабораторная диагностика» Татьяна Булочкина не согласна с таким раскладом: есть интересы помимо работы:

— Мечтала о профессии врача с детства. Все куклы были в зеленке. Пока мы не ведем больных, ходим с врачами. Но в будущем хотелось бы, чтобы работа не занимала все мое время. 

Зарплатой врач-интерн особенно не хвастается. Терапевт Вероника Чечко, например, первые заработанные деньги потратила на линзы. 

У интернов многое в первый раз. Первая зарплата, первые диагнозы. Первый шок и первые потери… 

Невролог Анастасия Войтенкова здесь провела самый короткий обход в жизни: 

— Проходила практику раньше в поликлинике и привыкла с пациентами разговаривать, узнавать жалобы. А тут попала в отделение патологии сосудов головного мозга. Увидела пациентов после инсульта, которые не говорят, не двигаются. Когда меня отправили на осмотр самостоятельно, очень впечатлилась безмолвием. Давление измерила, молоточком постучала — вот и весь обход. Тут диагноз ставишь только по тому, что видишь. 

Здесь молчат пациенты, но часто задают вопросы их родственники. Прогнозы нередко неутешительные. И об этом надо говорить. Настя уже присутствовала на встрече врача с близкими больного: «Это очень тяжело морально. На тебя надеются, но ты не всегда можешь оправдать эту надежду».


Интернатура длится 11 месяцев по индивидуальной программе. Интерны стажируются в разных отделениях, чтобы иметь представление обо всех направлениях. Потом сдают экзамен и уходят в отпуск, а возвращаются врачами. 

Врачи-интерны 9-й клинической больницы смотрят фильм «Интерны», но себя в его героях не узнают. Начинающие доктора в реальной жизни целеустремленные, любознательные, сострадательные, жадные до практики и науки…

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Валерий Кушниренко, главный врач 9-й городской клинической больницы: 

— В 1979 году получил распределение в 9-ю больницу на должность врача-интерна. Через пару дней после того, как я пришел в интернатуру, мне сказали: «Пора». И пошли дежурства. Мы получили палаты, пациентов. Работали как доктора. Но прежде на шестом курсе проходили субординатуру. Преподаватель оперирует, я ассистирую две-три операции. Потом внезапно приходим в операционную, а он: «Меняемся». Когда напротив очень опытный человек, оперировать проще, палец тихонько подвинет куда надо. Чувствуешь себя спокойнее. А самостоятельно работали на дежурствах. Тогда интерн мог подрабатывать врачом, сейчас — только средним медработником. И когда остаешься один, спина мокрая от волнения. Думаешь, вдруг что-то не так сделаешь, кто-то будет бежать на помощь да не добежит. Но все проходит со временем. 

Интерн все знать не может. А сложные случаи непросты не только для начинающего доктора, но и для опытного врача. Мы хотели как можно быстрее нахвататься из практики, чтобы почувствовать себя значимыми. Через день ходили к тем хирургам, которые хорошо объясняли. Постоять ассистентом на любой операции – это ценный опыт. Пока рукой не дотронешься, в голове не останется. 

Прекрасно помню старшую сестру экстренной хирургии по фамилии Кощей. Строила нас, рассказывала, как надо мыть руки, какой должен быть внешний вид доктора, как общаться с больными. 

Хочется, чтобы интерны помнили: коль пришли в эту клинику, обратной дороги нет. Они могут стать очень хорошими докторами. Главное, чтобы человек стремился делать все хорошо. Тем более когда сегодня столько условий в больнице. Пожалуйста, занимайся наукой на базе клиники, защищай диссертации. Учи иностранные языки – будут стажировки за границей. Возможности есть, а желание и стремление — за врачами-интернами.

drug-olya@yandex.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter