Интересы государства и интересы покупателя

Законодательство в сфере торговли приобретет более ярко выраженный антимонопольный характер

Законодательство в сфере торговли приобретет более ярко выраженный антимонопольный характер, заявил в среду в Совете Республики директор Департамента ценовой политики Мин­экономики Игорь Фомин. Он выступил на заседании круглого стола, во время которого обсуждался законопроект о государственном регулировании торговли и общественного питания.

Вопрос этот известный, далеко не праздный, и сегодня он приобрел новое звучание. Связано это с бурным развитием торговых сетей и обострением конкуренции в розничной торговле. В начале декабря бизнес-союзы, в состав которых входят малые и средние торговые предприятия, направили на имя премьер-министра Беларуси Михаила Мясниковича обращение о необходимости совершенствования антимонопольного регулирования. Премьер-министр отреагировал на просьбу достаточно быстро. Он поручил до 21 декабря внести проект распоряжения о создании комиссии по глубокому изучению этого вопроса. В ее состав могут войти представители как государства, так и бизнеса. По мнению председателя президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимира Карягина, «сегодня доля крупных розничных сетей в розничном товарообороте продолжает расти. При этом деятельность крупных сетей ставит под угрозу существование небольших магазинов». Эти опасения бизнес-сообщества связаны с тем, что если в 2010 году доля крупных организаций в розничном товарообороте составляла 33,7 %, то в 2011-м —37,9 %, а в январе—октябре 2012 года — уже 40,3 %. То есть покупатели постепенно отдают предпочтение супер- и гипермаркетам, а малые магазины, средние и мелкие предприниматели и даже те сети, которые объединяют небольшие объекты торговли, остаются в проигрыше.

Но проблема глубже. Опыт показывает, что по мере развития розничных торговых сетей усложняется доступ на рынок многих товаропроизводителей, прежде всего отечественных, возникают возможности для роста розничных цен после того, как рынок завоеван. «Розничные сети могут навязывать поставщикам условия, не связанные непосредственно с развитием торговли, это, например, плата за полку, за вход в сеть», — отметил, выступая на круглом столе, Игорь Фомин. 

Он подчеркнул, что антимонопольный блок законопроекта исключает предпосылки для таких нарушений, поскольку в нем применено все лучшее из мировой практики в этой области. «Анализ показывает, что развитие торговых сетей имеет типичные нарушения практически во всех странах», — рассказал директор департамента. Хотя следует заметить, что представители крупных розничных сетей, объединенных в Ассоциацию предприятий розничной торговли, выступили с опровержением упреков в монополизации и назвали опасения бизнес-союзов необоснованными.

Тем не менее главная задача норм нового закона — создать условия, при которых поставщики, производители и розничные сети будут открыто и прозрачно строить свое взаимодействие. Да, развитие сетей ведет к росту культуры и качества обслуживания, но интересы поставщика также должны быть защищены, и защита не должна противоречить интересам покупателя. Поэтому в проекте предусмотрено требование размещать всю необходимую информацию на сайтах предприятий и организаций.

Заместитель министра торговли Ирина Наркевич представляла этот законопроект членам Совета Республики и рассказала, что в нем прописаны полномочия всех органов власти, а также требования к организации торговли и общепита на рынках и в торговых центрах. При этом излишнее вмешательство государства в деятельность субъектов торговли и общепита законопроект исключает. Надо заметить, что путь для работы круглого стола, организованного Постоянной комиссией Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению, был избран совершенно правильный. Его участники: члены верхней и нижней палат парламента, представители госорганов, бизнес-союзов, ученые — до начала дискуссии ознакомились с работой минских предприятий торговли и общепита. Очевидно, опора на опыт работы, а также на мнения экспертов и практиков еще на стадии разработки документа поможет улучшить качество закона. О нем можно будет судить, когда новый закон заработает в интересах государства и, видимо, в интересах большинства покупателей. Не отдавая однозначного предпочтения никому из участников розничного бизнеса — ни крупным сетям, ни малым магазинам, ни предпринимателям на рынках. Ведь их предназначение состоит в том, чтобы конкурировать, привлекая покупателя, и все лучше удовлетворять его потребности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter