Интеллект — это капитал!

Президент подписал Декрет о создании Парка высоких технологий, обозначив тем самым начало стадии практической реализации проекта, идея которого вынашивалась около года.
Что ж, отсчет пошел. Президент подписал Декрет о создании Парка высоких технологий, обозначив тем самым начало стадии практической реализации проекта, идея которого вынашивалась около года. Редкий документ готовится столь продолжительное время. Всплески дискуссии о вариантах воплощения задумки сменялись затяжными периодами обобщения мнений и предложений. Иной раз представители бизнес–сообщества даже высказывались в том смысле, что разработчики взялись за слишком уж тяжкий груз и в итоге вся работа, скорее всего, либо сойдет на нет, либо в конечном решении мало что останется от изначально обозначенных целей. Однако содержание принятых документов все опасения перечеркивает.

«Цель — создание в Беларуси уникальной деловой среды, где совокупность экономических и правовых основ для развития высоких технологий будет превосходить все, что сегодня имеется в мире», — обобщает суть решения один из авторов идеи, помощник Президента Валерий Цепкало, назвав при этом экономические стимулы деятельности будущих субъектов парка беспрецедентными.

Наивно будет полагать, что столь серьезное решение могло быть принято молниеносно, одним лишь росчерком пера. Да, интеллектуальный потенциал белорусских специалистов в сфере высоких технологий чрезвычайно высок. «СБ» не единожды уделяла внимание этой теме. Однако в поиске способов помощи полнее раскрыться светлым головам нужно было решить одну серьезную дилемму. В стране немало высокотехнологичных производств, которые составляют основу конкурентного потенциала национальной экономики. И если в одном месте создать более комфортные условия для реализации научной мысли, где гарантия, что спецы не устремятся туда, оголив тем самым успешно работающие предприятия?

В итоге было принято поистине соломоново решение. Обобщив опыт многих стран, разработчики сумели соединить два совершенно разных принципа организации подобных проектов — территориальный и экстерриториальности. По словам Валерия Цепкало, базовым ядром Парка высоких технологий станет вполне определенный участок местности. Здесь будут размещаться офисы компаний, ориентированных на производство и экспорт информационных продуктов. В то же время увеличение их продаж за пределы страны далеко не единственная задача парка. В равной степени он должен стимулировать и внедрение передовых технологий в традиционных отраслях нашей экономики. Поэтому группы специалистов, работающих над перспективными направлениями, смогут регистрироваться в парке и продолжать работу, не покидая свои предприятия. И при этом пользоваться тем же набором экономических стимулов и преференций, что и непосредственно резиденты Парка высоких технологий. В этом его принципиальное отличие от существующих в мире и в Беларуси свободных экономических зон.

На практике это будет выглядеть следующим образом. Скажем, преподаватель какого–либо вуза вместе со студентами занялся разработкой многообещающей темы. В учебном заведении есть для этого все необходимые технические условия. Группа продолжает работу на привычной базе и при этом может быть в числе субъектов Парка высоких технологий. При этом, отмечает Валерий Цепкало, решается еще одна серьезная задача: изначальная ориентация способных студентов на работу в интересах конкретных предприятий — потенциальных потребителей товара, который они могут создать своим умом. «В Беларуси нет богатых запасов углеводородов, другого сырья, на которые можно было бы опереться в сегодняшней острой конкурентной борьбе экономик, — рассуждает помощник Президента. — Интеллектуальный потенциал — наш единственный мощный национальный ресурс, и необходимо создать такие условия, при которых «умные» разработки моментально внедрялись бы в производство, преобразовывались в тот товар, который будет востребован мировым рынком».

И еще один аспект этакого глобального характера. Валерий Цепкало говорит о том, что Парк высоких технологий приблизит Беларусь к созданию информационного общества, одним из ключевых элементов которого станет так называемое электронное правительство. Система, которая избавляет граждан от походов по госучреждениям при необходимости решать различные вопросы. Для этого достаточно будет иметь под рукой компьютер, подключенный к сети Интернет. О таких перспективных задачах в 2003 году говорил Президент, выступая на Всемирном саммите по информационному обществу в Женеве. Теперь эта работа становится уже делом дня нынешнего.

К белорусскому проекту уже сегодня с интересом присматриваются некоторые зарубежные компании. Причем весьма именитые. «В первый раз об идее создания в вашей стране Парка высоких технологий мы узнали около года назад, и мы рады, что узнали о подписании соответствующего декрета в числе первых, — говорит вице–президент компании «Боинг» Крэйг Б.Джонс. — Мы попросили, чтобы нам предоставили полную информацию, чтобы изучить ее подробнее у себя в Сиэтле. С нетерпением ждем этих материалов. Столь серьезный проект имеет большое значение для компаний, подобных нашей». По словам американского бизнесмена, у компании «Боинг» пока не было опыта сотрудничества с белорусскими специалистами из сферы высоких технологий. Но ему известно о контактах наших специалистов, например, с известными мировыми производителями программного обеспечения. И уже по этому можно судить об их солидном интеллектуальном потенциале. «Возможно, мы найдем какие–то варианты совместной работы», — отметил бизнесмен.

На подобных оценках западных специалистов основывается уверенность разработчиков проекта в его коммерческом эффекте. По предварительным подсчетам, уже в ближайшие несколько лет годовой экспорт информационных продуктов будет оцениваться суммой, близкой к 350 млн. долларов. В высокой вероятности подобного прогноза убеждает и опыт некоторых стран. Прежде всего Индии, которая буквально за десятилетие с нуля подняла продажи программного обеспечения до сумм, втрое превышающих стоимость, например, продаж российского оружия. Очень показательное сравнение. А у Беларуси ведь еще и серьезное географическое преимущество. Да, зачастую в сфере информационных технологий расстояния решающей роли не играют. Однако при серьезной организации в любом деле личный контакт партнеров все же крайне важен. И здесь у нас только плюсы. Поэтому и сумму в 350 млн. специалисты склонны расценивать лишь как первый, начальный рубеж. Концепция парка предусматривает и стимулы для развития разных направлений. В том числе нано– и биотехнологий. Они, конечно, потребуют дополнительной организационной проработки. Но это не мешает уже сегодня говорить о том, что парк будет открыт для самых разных категорий представителей «умных» профессий. И есть все основания пророчить ему статус узлового центра, где будет сосредоточен интеллектуальный потенциал белорусской экономики, в которой формируется новая организованная мощная отрасль.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter