Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Иногда приходилось подписывать курсантам руки маркером: где – левая, а где – правая». Один день с инструктором автошколы

Иногда подписывал курсантам руки маркером: где – левая, а где – правая

У Павла Скитаева стальные нервы и ангельское терпение. Каждый день он садится на пассажирское сиденье автомобиля с буквой «У», чтобы помочь новичкам стать полноценными водителями. Корреспонденты «Знаменки» прокатились в учебном авто и своими глазами увидели, как и что преподают в минской автошколе.

Рисунок Анатолия Щеголева

Будний день, вечерний час пик, на улице проливной дождь. Мы с фотографом устраиваемся на заднем сиденье комфортабельного «Фольксваген Поло». За рулем – способная курсантка Юлия, которая откатала 18 двухчасовых занятий из 25. На переднем пассажирском сиденье Павел – человек-спокойствие.

– Юля, выезжай с автодрома и держи курс на Семашко. Прокатимся по маршруту, по которому будешь сдавать, – командует инструктор.

Ученица выжала сцепление, включила первую передачу и аккуратно тронулась. Все получилось настолько плавно, что показалось, будто за рулем не стажер, а опытный водитель. Павел рас­сказывает:

– Юлия – одна из лучших курсанток: хотя и делает ошибки, но быстро их исправляет, не обижается на критику. Уверен, она будет хорошим водителем. Как правило, достаточно пяти занятий, чтобы определить, будет из ученика толк или нет. Например, у меня есть ученица, которая вот уже год ходит сдавать экзамен в ГАИ: то теорию завалит, то практику. А недавно она призналась: «Знаете, Павел Сергеевич, наверное, автомобили – это все же не мой конек». В ответ улыбнулся и подумал, что понял это еще полтора года назад.

Перед занятием – инструктаж

За время двухчасовой поездки Павел не один раз повторит, что автомобиль – не для всех и, прежде чем записаться в автошколу, не лишним будет реально оценить свои возможности: скорость реакции, умение быстро принимать решения.

Нашу беседу прерывает резкое торможение: моя сумочка падает с коленей на пол. Чтобы избежать столкновения с автобусом, остановившимся в правой полосе, инструктор нажал на дублирующую педаль. В зеркале заднего вида вижу Юлины испуганные глаза: оказалось, что, двигаясь в крайней правой полосе, она не заметила автобусной остановки и не ожидала, что желтая «гармошка» может остановиться в этом месте. Чтобы выбраться из ловушки, курсантке приходится долго «моргать» левым поворотником и перестраиваться левее в потоке машин. Автомобилисты не хотят пропускать «учебку»: кажется, они даже ускоряются, замечая, что перед ними на полосу хочет выехать автомобиль со значком «У». Наконец Юля справляется с квестом, чем радует Павла:

– За эти пять лет, что работаю в автошколе, всякого насмотрелся. Иногда даже приходилось черным маркером подписывать курсантам руки: где – левая, а где – правая. Самая тяжелая категория учеников – молодые люди до 23 лет. Они приходят не за умением управлять транспортным средством, а за корочкой, которая когда-нибудь пригодится. В эту же категорию можно отнести и возрастных претендентов на удостоверение. Как-то у меня занимался 64-летний ученик, который сдал лишь с пятой попытки. А вот рекордсмен автошколы – дедушка 79 лет.

Когда курсант освоил площадку, он может выезжать в город

– Я выбирала автошколу около года, – осмелев, подключается к разговору Юлия, – читала отзывы в интернете, обращала внимание на рейтинги школ по сдаче в ГАИ с первого раза.

– У нас этот показатель достаточно высок – 60–70 про­центов, но мог бы быть и выше, – обращает внимание инструктор. – Во-первых, сам экзамен – сложный. А во-вторых, многие оказываются к нему психологически не готовы: курсанты часто допускают ошибки по невнимательности, очень волнуются, пьют успокоительные препараты накануне экзамена, а потом так расслабляются, что не могут собрать мысли в кучу.

В отношении сложности экзамена Павел не голословен. В 2008 году он получил права в американском штате Чикаго, потратив на это 15 минут. Вначале сдал теоретический экзамен, состоящий из вопросов типа: «Вы находитесь в состоянии алкогольного опьянения. Можно ли вам садиться за руль?» После «мозгового штурма» показал свои практические навыки – проехал метров 300 по парковке на автомобиле с автоматической коробкой передач, после чего получил удостоверение на право вождения машины.

– Я бы не рискнул такого человека называть водителем, – рассуждает Павел. – Признаться, и у нас в стране, если вижу автомобиль с наклейкой «70» на заднем стекле, держусь от него подальше: знаю, что водителя не учили ночному вождению, он понятия не имеет о торможении двигателем и не умеет грамотно вести себя при заносах. Основа нынешней учебной программы – еще со времен СССР. Конечно, периодически в нее вносят изменения, например, добавили больше часов по теорети­ческому предмету «Основы управления транспортными средствами», ввели дополнительные 10 часов по вождению автомобиля, но этого явно мало.

Уравновешенный инструктор, который может спокойно объяснить, как и что нужно делать, – это очень важно

...По стеклам машины стучат капли дождя: разметка растекается в лужах, дворники не успевают очищать лобовое стекло от капель – условия для обучения максимально некомфортные. Зато, как утверждает инструктор, самые лучшие, чтобы на­учить курсанта, который в будущем сможет гордо на­зывать себя «водитель», а не «водятел»:

– Всем, кто действительно хочет освоить вождение, рекомендую записываться в автошколу зимой: из-за того что световой день короткий, уроки проходят в темное время суток. Слякоть, снег и гололед под колесами учат правильно рассчитывать тормозной путь. У того, кто отучился летом и впервые сядет за руль зимой, риск попасть в аварию заметно возрастает.

odubrovsk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter