Туры, тарпаны, лани и зубры: биологи — о том, есть ли смысл заново расселять почти вымерших животных по нашим лесам

Иногда они возвращаются

Ученые говорят, что на протяжении последних полумиллиарда лет на Земле случилось как минимум пять массовых вымираний, во время которых бесследно исчезало до 95 процентов всех видов животных, населявших планету. Судя по одному из последних докладов ООН, дело тихо движется к шестому: примерно миллион видов животных и растений в мире оказались на грани исчезновения. Только в нашей стране за последние сто лет исчезли росомахи, выхухоли, дикие коты, ряд птиц и моллюсков. Насколько необратимы такие процессы и возможно ли хоть что-то с этим поделать? В вопросе разбиралась корреспондент «Р».

Попытки повторного заселения лани в белорусскую природу, говорят ученые, правда, не слишком успешные, были еще в прошлом веке.
truehunter.ru

Не реинтродукция, а естественный процесс

Несколько лет назад страну облетела радостная для биологов новость — фотоловушки Полесского государственного радиационно-экологического заповедника зафиксировали лесного кота. Того самого, который у нас в стране 90 лет считался вымершим и последнюю особь которого добыли в 1927 году в Минской области. Не слишком хорошо чувствовал себя этот вид и в других странах. Но после повторного вселения в дикую природу Германии животное вдруг начало расселяться, и спустя время его стали замечать в лесах Австрии и Голландии, выросла его численность во Франции, Швейцарии и Закарпатье. Может быть, и к нам он забрел от соседей, к примеру, из Украины, но факт остается фактом — кот вернулся. И в этом случае, говорит
начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды Николай Свидинский,
речь идет не о реинтродукции, когда виды возвращают в дикую природу искусственно, а о естественном процессе.

То есть стоит лишь создать условия, необходимые для того, чтобы вид себя чувствовал хорошо, и он может восстановиться.

Так было с целым перечнем исчезающих и считавшихся исчезнувшими видов. Вспомнить хотя бы ситуацию с бобром, который за неполное столетие чуть ли не был полностью стерт с лица земли, а потом вдруг вновь стал достаточно распространенным видом. Только в Березинском биосферном заповеднике, который стоял у истоков его сохранения, живут ныне более двух тысяч хвостатых водных строителей. Более того, позиции бобров окрепли: теперь их стали обвинять в том, что они причиняют вред экономике, перекрывая мелиоративные каналы и хозяйничая на защитных дамбах водохранилищ.

Первые «возвращенцы»

Но есть и обратные ситуации, когда вид, долгое время считавшийся в стране традиционным, не исчез только благодаря человеку. Так было с зубрами, которых на начало XX века во всем мире было около полусотни особей. В уже далеком 1946-м они снова вернулись в Беларусь, где сейчас чувствуют себя достаточно комфортно. Более того, наше государство стало сложно представить без этих массивных великанов, которых сегодня в наших лесах насчитывается около двух тысяч.

Есть и другие ситуации, когда вид, долгое время считавшийся в стране традиционным, не исчез только благодаря человеку.

Второй в списке «возвращенцев» стоит лань. Как говорят ученые, попытки ее повторного заселения в белорусскую природу, правда, не слишком успешные, были еще в прошлом веке. А вот в начале нулевых проведено специальное исследование и даже разработана программа по расселению животного — так что все делается по науке. Однако планы долгое время так и оставались планами, пока около 10 лет назад первые 60 особей не поступили в один из лесхозов страны. К новоселам относились с некоторой опаской — вид, конечно, не агрессивный, но все же. Кроме того, волновались, приживутся ли копытные на севере страны. А три года спустя к теме заселения вернулись снова. Гости из соседней Литвы поселились в целом ряде уголков страны. Например, сегодня в вольерах и лесах туристического комплекса «Красный бор» — более 800 этих грациозных животных.

Разные цели и задачи


В принципе, у каждого из «возвращенцев» — своя цель. Если лань — скорее, вид охотничий, то, например, у тура и тарпана, которые уже в конце августа прибудут в нашу страну, миссия несколько иная. Вернуть в природу «естественные косилки» — главная миссия реализующегося в стране проекта ГЭФ/ПРООН «Ветландс». Для чего это делается?

Тарпановидная лошадь совсем скоро прибудет в Налибокскую пущу из Голландии.
faunazoo.ru

— Проблема зарастания луговых и болотных территорий, — говорит Николай Свидинский, — общая для страны. Сегодня заложниками древесно-кустарниковой растительности стали около 600 000 гектаров. Если прежде те же луга регулярно косили и на них пасся скот, то последние десятилетия здесь пусто — люди уехали в города, а многие хозяйства перевели рогатых на стойловое содержание. В итоге кустарники и тростник, пришедшие на смену травам, фактически похоронили в своей тени многие ценные растения, насекомых.

Сейчас оформляются все необходимые документы на туров и тарпанов, рассказывает заведующий сектором НПЦ НАН по биоресурсам Александр Козулин:

— Первые в количестве 25 особей будут завезены в ОАО «Туровщина», на Погосский луг. Конечно, на вольный выпас они отправятся не сразу. Сначала — вольеры и временная передержка, перед этим карантин в Латвии, откуда они к нам приедут. Все по правилам.


На свободный выпас новоселов отправят осенью. Но на этом забота о них не окончится. Во-первых, Погосский луг со всех сторон окружен водой, так что уходить им оттуда некуда. Сейчас территорию готовят, очищают от кустарника, чтобы было больше открытого пространства. И наблюдение продолжится. Во-вторых, рассказал Александр Козулин, для поддержки на зиму для них заготовлены корма. Вторые новоселы — тарпановидные лошади в количестве 150 голов — скоро прибудут в Налибокскую пущу из Голландии.

Когда вмешательство оправданно

За последние 500 млн лет случилось как минимум пять массовых вымираний.
Конечно, природа помнит разные примеры человеческого вмешательства, в том числе и неудачные, когда в природу попадали чуждые нам виды. Ту же американскую норку в конце 1950-х годов под лозунгом «Дадим меха для народа!» активно расселяли по нашей территории. В разных уголках СССР выпустили около тысячи особей, хотя там же благополучно обитал европейский сородич этого животного. Зачем? Биологи говорили, что «американка» намного лучше: практически вдвое крупнее европейской, значит, шкурка у нее больше, а мех — лучше. В итоге для исконной обитательницы здешних широт места не осталось.

Похожая история произошла с терроризирующим наши территории борщевиком, который изначально завезли с благой целью — заготавливать корма для животных. Недалеко от борщевика в этом антирейтинге золотарник канадский, красота и неприхотливость которого некогда подкупили многих. Но в случае с туром и тарпаном, убежден заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Корбут, такого не произойдет:

— Речь идет об исконных белорусских видах. Если вспомнить историю, туры обитали у нас до XVII века, а тарпаны — до XIX. Так что и сейчас они вполне удачно впишутся в нашу экосистему.

В успешности проекта убеждены и ученые. Уже сейчас, еще до появления копытных, многие из них называют проект успешным, ссылаясь на опыт соседней Латвии. Кстати, по словам Александра Козулина, многие другие заповедные территории уже изъявляют желание поучаствовать в ревайлдинге этих копытных. В их числе ландшафтный заказник «Званец», биологический заказник «Споровский».

arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter