Инновационный вектор в науке управления. Сегодня МИУ — один из лучших вузов Беларуси, пользующийся большой популярностью среди обучающейся молодежи:

на трех факультетах МИУ под руководством квалифицированных преподавателей учится около 11 тысяч студентов; примерно 80 процентов из них поступили в МИУ, потому что и не собирались поступать ни в какой иной вуз; 2 года назад Департамент контроля качества знаний Министерства образования аттестовал вуз, присвоив ему статус учебного заведения университетского типа.

на трех факультетах МИУ под руководством квалифицированных преподавателей учится около 11 тысяч студентов;

примерно 80 процентов из них поступили в МИУ, потому что и не собирались поступать ни в какой иной вуз;

2 года назад Департамент контроля качества знаний Министерства образования аттестовал вуз, присвоив ему статус учебного заведения университетского типа.

В институтском дворике — обилие цветов. Тихо журчит фонтан, на дорожках идеальная, почти ирреальная чистота. Внутри главного корпуса — картины, зеркала и офисная мебель.
Похоже, никто из одиннадцати тысяч студентов не обозначил свое присутствие в альма матер царапиной на стенке или брошенным мимо урны окурком!
Недалеко от приемной ректора висит план идущей реконструкции институтских зданий. На фотографиях хорошо видно, как облупленные “сталинки” в районе Партизанского проспекта преображаются в изящные европейские строения, начиненные новейшим оборудованием.
— Я люблю красоту и убежден, что жить надо в красивой среде, — рассказывает ректор МИУ Николай Васильевич СУША. — Через пять-шесть лет учебы из института выходят специалисты, для которых красота тоже станет жизненной необходимостью. Они создадут вокруг себя такое же культурное пространство. А может, нечто еще более эстетичное: это и есть социальный прогресс, нравственный рост общества.
Похоже, что, умея мыслить и планировать масштабно, ректор не упускает ни одной мельчайшей детали жизни своего детища. Дисплей на стене его кабинета показывает строящийся неподалеку корпус. Изображение настолько четкое, что можно определить марку кирпича и качество кладки:
— Мы и студентов учим, что в работе не бывает мелочей.
Хорошая установка, особенно если работа предполагает общение с людьми. Ведь на трех факультетах МИУ учатся будущие специалисты в области информационных технологий, иностранных языков, управления, психологии, финансов, экономики и права.
С руководителем успешного частного вуза хочется поговорить о некоторых стереотипах, сложившихся в сознании большинства белорусов по отношению к частному высшему образованию.
Стереотип первый: частные вузы не имеют такой учебной, научной и кадровой базы, как государственные.
В собственности института сейчас находятся 22 здания, 14 современных компьютерных лабораторий, 4 телестудии, издательский центр и типография, библиотека с читальным залом, пункт ксерокопирования, книжный магазин, буфеты, медпункт и многое другое.
К услугам студентов и сотрудников около 500 компьютеров с доступом в Интернет.
Лингафонные кабинеты, например, оснащены по последнему слову техники: компьютер “слушает” устную английскую речь, проверяет письменно, а затем подробно излагает свои замечания и претензии. Юристы-психологи имеют в качестве учебного пособия даже полиграф (детектор лжи).
Успешно действует в институте докторантура, аспирантура, магистратура и бакалавриат.
Ежегодно около 60 студентов поступают в аспирантуру и магистратуру. Самым талантливым из них ректор предлагает работу в институте и в случае согласия освобождает от платы за обучение.
Институт управления не только ведет научную работу по нескольким направлениям, два из которых зарегистрированы в качестве государственных программ, но и издает за счет прибыли пять научных журналов, в которых охотно публикуются коллеги из других вузов, в том числе из зарубежных. Ежегодно проводятся две научно-практические конференции по теме “Управление в социальных и экономических системах”.
Среди зарубежных партнеров МИУ — Бриджпортский университет (США), Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина, Московский государственный институт электроники и математики, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Киевский славистический университет, Высшая школа финансов и управления в Белостоке, Институт управления знанием в Вильнюсе, Гуронский университет США в Лондоне и другие учреждения образования в России, Италии, Республике Корея, Казахстане, Молдове...
Поэтому в МИУ конкурс не только абитуриентов, но и преподавателей. Среди них — 36 докторов и 137 кандидатов наук.
Стереотип второй: в частном вузе диплом выдается за деньги, а не за знания.
Примерно 30 процентов студентов МИУ отсеиваются в процессе учебы, причем по причине неплатежеспособности покидают вуз не более 1,5 процента из них.
— Наших выпускников оценивает “на выходе” государственная комиссия по тем же критериям, что и выпускников государственных университетов. Поэтому мы очень требовательны к студентам, — подтверждает ректор.
Но абитуриентская кампания частных вузов начинается только после того, как государственные учреждения первого и второго потока соберут свои “интеллектуальные сливки”. Несомненно, это сказывается на среднем уровне первокурсников.
— Он ниже, чем уровень “государственных” первокурсников, но, вопреки логике, на критерии оценки частных вузов при аккредитации и аттестации на это скидка не делается.
Интересен мировой опыт ранжирования вузов — деления их на категории исходя из рейтинга, а не типа собственности. Но пока государственные органы управления не принимают эти предложения всерьез.
Мы изначально настраиваем более слабых студентов на упорную работу. Кто к ней не готов, отсеивается. Остальные ко второму-третьему курсу успевают по всем предметам.
Помимо двух традиционных сессий, в МИУ есть еще две предварительные аттестации. Их цель — проверить эффективность усвоения знаний.
С первого до пятого курса студентов опекает куратор. Ни одно пропущенное занятие не остается без его внимания, так что отлынивать в МИУ ни у кого не получается.
— Мне думается, самый справедливый принцип приема в вузы — заявительный. Принимать на первый курс надо всех желающих: право на образование имеют все.
Те, кто не сможет учиться, уйдут сами.
Стереотип третий: в частных вузах нет распределения, поэтому их выпускники рискуют остаться без работы. Особенно юристы, психологи и экономисты.
Несмотря на отсутствие распределения, 97—98 процентов выпускников МИУ трудоустраиваются. Более пятисот белорусских предприятий — от Пинского речного флота до Жлобинского металлургического комбината, МАЗа, МТЗ — приглашают их на практику, а затем предоставляют рабочие места.
— Когда я слышу о перепроизводстве, то прошу уточнить: кто анализировал потребность общества в юристах и экономистах? Может, была создана аналитическая группа из видных ученых, которые пришли к такому выводу?
В Германии, например, на каждую вакансию юриста или врача — около 17 соискателей. Это нормально, ведь каждый из нас хочет пойти к адвокату или терапевту, который оказался лучшим из семнадцати. И поэтому в Германии нет незакрытых вакансий.
Было бы логичным не просто в приказном порядке сокращать набор на отдельные специальности, а подсказывать, в какой сфере прогнозируется нехватка профессионалов. Частные и государственные (платная форма обучения) вузы могут легко восполнить эту нехватку, не расходуя госбюджетных средств!
Но за четырнадцать лет работы никто мне так и не сказал, в каких специалистах белорусский рынок труда испытывает дефицит.
Доктор экономических наук, профессор, ректор вуза и удачливый бизнесмен Николай Васильевич Суша считает, что юридические и экономические знания нужны современному человеку, как знание таблицы умножения. А на эту базу прекрасно кладется дополнительное профессиональное образование.
Идя в ногу со временем, институт изменил ориентацию и активно развивает специальности инженерного профиля. В следующем году здесь планируется открыть инженерный факультет.
Даже менеджмент и маркетинг в МИУ преподается не в традиционном виде, а с глубокими инженерными навыками, информационными технологиями, иностранным языком на уровне, необходимом для поиска и изучения специальной литературы в Интернете.
— Мы даем знания и навыки, которые позволяют выпускнику свободно выбрать себе место работы.
Стереотип четвертый: частное образование — это скорее бизнес, чем образование.
По мнению ректора МИУ, нужно очень осторожно относиться к сокращению студенческих мест, ведь их и так не хватает. В Беларуси спрос на высшее образование превышает предложение, и это естественное стремление молодежи к образованию надо приветствовать.
Частные вузы не нуждаются в чрезмерно жесткой регламентации их деятельности, как это делается сейчас. Сегодня ректору назначают даже день, в который он должен провести зачисление абитуриентов в число студентов. Но если испытания прошел ребенок из небогатой семьи, то семье требуется время, чтобы изыскать деньги или оформить кредит для первого взноса за обучение.
— Мы создаем все условия для того, чтобы не только выпустить высококвалифицированных специалистов, но и воспитать высоконравственных граждан, которые в будущем станут неотъемлемой частью элитного европейского общества, — говорит Николай Васильевич.
И подписаться под этими словами готовы все студенты института.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter