Инфляционный «навес» иссяк

В 2012-м компенсирован рост большинства затрат производителей

В этом году был компенсирован рост большинства затрат производителей

Цены — тема для разговора всех времен, народов и поколений. Их обсуждают пенсионеры на завалинке, отцы семейств на работе, домохозяйки при встрече у магазина… Даже молодежь живо интересуется извечно актуальным вопросом, «что по чем» сейчас. Но самое интересное, сколько этот товар будет стоить завтра. Не то чтобы люди массово не доверяли антикризисным мерам или сомневались в способностях государства «выезжать» из непростых ситуаций, но все чаще приходится слышать разговоры об инфляции. Об этом и беседа с директором департамента ценовой политики Министерства экономики Игорем ФОМИНЫМ (на снимке).

— Игорь Алексеевич, инфляция в этом году по сравнению с прошлым запланирована достаточно невысокая — в пределах 20—22 %. В следующем планируется выйти на еще более оптимальный показатель. Но некоторые новости смущают. Ведь значительно повысились — по некоторым позициям в 2—3 раза — закупочные цены на новый урожай, значит, поднимется стоимость кормов, а они составляют 50—70 % себестоимости мяса и молока…

— В настоящее время инфляция, которая рассчитывается на основе стоимости потребительской корзины, состоящей из определенного набора товаров и услуг, приобретаемых населением, и отражающей их изменение, — важнейший показатель как для всей экономической системы в целом, так и для каждого гражданина республики, который хочет защитить свой доход от обесценивания. Инфляция — явление многофакторное, определяется воздействием ряда внешних и внутренних факторов, управлять инфляционными процессами можно только путем принятия согласованных мер в области денежно-кредитной и валютной политики, политики доходов, налогово-бюджетной и таможенной политики и собственно ценовой политики, а также насыщения потребительского рынка. Поэтому правительству пришлось скоординировать все усилия во всех направлениях для достижения в 2012 году прогнозного параметра инфляции не более 20—22 %. И на сегодняшний день это удается: за 10 месяцев 2012 года данный параметр составил 18,1 %, что было довольно тяжело на фоне влияния инфляционных процессов прошлого года, которые обусловили значительный рост цен на товары и услуги.

Повышение, как вы сказали, закупочных цен на продукцию животноводства ни для кого не было секретом. Более того, это было ожидаемо с учетом значительной девальвации прошлого года, которая привела к значительному удешевлению стоимости продовольствия белорусского производства. Вместе с тем на сегодняшний день необходимо ставить вопрос не столько о возможности повышения цен, сколько о повышении эффективности производства, изыскивать источники снижения себестоимости и т.д., что особенно актуально в рамках формирования Единого экономического пространства с Российской Федерацией и Казахстаном.

— Многим предприятиям похвастаться по этому поводу нечем. Возможно, стоит открыть рынок для соседних фермеров, и они заставят шевелиться родных аграриев?

— Вот мы плавно и подошли к проблеме конкуренции. Но она не такая простая, как кажется. Да, «зеленый» свет для иностранных компаний быстро заставит отечественных производителей пересмотреть многие свои подходы. Международная торговля нынче живет по жестким законам. Создав у себя островок «чистой» конкуренции, которой, кстати, не существует нигде в мире, можно очень быстро «убить» свои хозяйства, но добиться снижения цен только на несколько месяцев, максимум год-два. Как только иностранные компании почувствуют силу, будут выжимать максимальную маржу.

— Тем не менее… В этом году собрали хороший урожай, обычно в августе—сентябре из-за наплыва дешевой сельхозпродукции темп инфляции замедляется до предела, а иногда и вообще сменяется дефляцией. Но в этом году восьмой месяц оказался рекордным по динамике удорожания потребительской корзины?

— И в этом августе наблюдались обычные сезонные процессы: дешевела плодоовощная продукция, которая в целом и приводит к снижению роста индекса потребительских цен. Но одновременно мы были вынуждены принимать административные решения, которые сделали инфляцию выше в августе по сравнению с другими месяцами. Во-первых, тарифы на коммунальные услуги, в том числе на электроэнергию, подорожали почти на 25 %. Во-вторых, произошло временное смещение роста акцизов на алкогольную и табачную продукцию. Их планировали повысить в сентябре, но потом решили это сделать на месяц раньше. Это и стало основной причиной рекорда индекса потребительских цен в августе. За 10 месяцев он составил 118,1 %, но если отбросить подорожание алкоголя и табака — только 114,9 %. В прошлом году из-за колебаний курса рубля правительство было вынуждено сдерживать цены, чтобы не вызвать обвала потребительского рынка и сохранить реальные доходы населения. Процесс подорожания сознательно растягивался, поэтому в этом году наблюдалась инертность инфляции. И сегодня, когда наблюдается приемлемый рост реальной заработной платы, принимаются решения, необходимые для экономики. В стране сложилась диспропорция внутри товарных групп по молоку и мясу. Сейчас диспаритет цен практически устранен. Это сложный процесс, социально не популярный. Но задачи, поставленные в начале года, уже практически достигнуты. Обеспечен рост доходов, по нашим расчетам, уложимся в прогнозные показатели по инфляции. Если произойдет превышение верхней планки, то незначительно. Все будет зависеть от ситуации на внешних рынках. Сыграет свою роль и сезонный фактор рождественских распродаж по сниженным ценам.

— У нас все с точностью до наоборот?

— Чтобы проводить дисконтные программы, необходимо иметь прибыль, с которой предоставлять скидку. Обоснованно полагаю: у производителей и продавцов такие возможности уже имеются. Это демонстрируют и различные ярмарки-продажи, которые регулярно проходят и в столице, и в регионах. Сказывается и развитие конкуренции. Действительно, в прошлые годы перед большими праздниками цены на ходовые товары чаще имели свойство повышаться. Если товар ликвидный и его раскупают, то зачем снижать цены?! Но развивается торговая отрасль, в страну пришли ряд крупных сетей, ретейл уже борется за покупателя. Если две фирмы выставляют на полки совершенно одинаковые товары, потребитель пойдет к тому из них, у кого он дешевле.

— Значит, есть возможность вписаться в прогнозные показатели по инфляции без «навеса» на 2013 год, как это произошло в 2011-м?

— Прошлогодних проблем удается избежать. Сегодня принятые решения уже компенсировали рост затрат по многим товарным позициям. Какие-то издержки будут увеличиваться, но в разумных, плановых размерах. Конечно, внешние рынки будут влиять на внутреннюю ценовую политику. Но я уверен: главное, избежать диспаритета цен со странами, которые могут создать реальный ажиотажный спрос на белорусскую продукцию внутри страны, и нет возможности защититься. С Россией стоимость потребительских товаров уже почти выровнялась. Есть различия, но они незначительные и не создают экономических стимулов для «народных» экспорта и импорта. В Евросоюзе стоимость товаров отличается в зависимости от страны, и ничего страшного не происходит. Действительно, в Польше, прибалтийских государствах по сравнению с Беларусью более высокая стоимость бензина, сигарет, некоторых других товаров. Но с ЕС существует граница, которая препятствует массовому вывозу этих товаров. Равняться в ценовой политике на страны ЕС не стоит. Необходимо сначала поднять покупательную способность, а потом уже повышать стоимость товаров. Кстати, наиболее важные рынки регулируются во всех развитых государствах. Различаются только механизмы. Вспомните историю ЕС с развитием роуминга? Там ввели ограничения на тарифы операторов мобильной связи. Потребительский рынок не может развиваться по «чистым» экономическим законам. Вместе с тем, если по объективным причинам дорожает мясо, вскоре, независимо от издержек, увеличиваются цены на курятину, следом дорожает рыба — это своего рода «товары-заменители». Эту тенденцию мы наблюдали в 2011 году.

— Но в западных государствах конкуренты не дадут разгуляться…

— В Беларуси тоже совершенствуется соответствующее законодательство. Указ № 114 вносит в этом направлении некоторые кардинальные изменения. В частности, позволяет производить внеплановые проверки при нарушениях антимонопольного законодательства. Теперь за нарушения конкуренции можно привлекать к ответственности должностных лиц органов государственного управления. Ведь зачастую именно чиновниками и совершаются нарушения. Кроме того, в настоящее время разработан проект Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» в виде нового акта, регламентирующего вопросы антимонопольного регулирования в Беларуси. В законопроекте учтены все проблемные вопросы, возникающие в настоящее время в правоприменительной практике, также проект позволяет гармонизировать подходы по регулированию антиконкурентных действий с государствами — участниками Единого экономического пространства.

— А как же быть с холдингами? Ведь укрупнение предприятий делает их монополистами если не на национальном, то, как минимум, на региональном уровне.

— Происходит разумная интеграция. Мы же признаем процессы мировой глобализации, реально остановить их не можем, поэтому приходится к ним приспосабливаться и создавать жизнеспособные производственные структуры. Но эти процессы не должны отрицательно сказываться на внутреннем рынке. Сейчас в рамках Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции на территории ЕЭП разрабатывается модельный закон. В нем есть понятие «коллективного доминирования»: когда ограниченное количество компаний занимает определенную долю на рынке. Сегодня мы смотрим на этот процесс уже другими глазами. Если на 4—5 производителей приходится подавляющее большинство продаж по определенным товарам, но они конкурируют друг с другом, то что в этом плохого? Введение любых ограничений только убивает здоровое соперничество.

— Но все бизнесмены друг друга знают, могут собраться за круглым столом, договориться…

— Но государство должно уметь защищать потребителей от ценовых сговоров. Для этого и существует законодательство антимонопольное и конкурентное, о защите потребительского рынка. Сегодня эти понятия разделяются и в России, так, например, Федеральная антимонопольная служба России пришла к выводу, что функции по защите потребителей необходимо полностью передать Роспотребнадзору, а ФАС будет заниматься только развитием конкуренции. Тем более что в ЕЭП, в конечном итоге, должны существовать равные условия хозяйствования. Установлен определенный временной лаг на сглаживание диспропорций. Этот процесс проходит не всегда гладко и безболезненно, но надо учиться конкурировать. И чем раньше это произойдет, тем лучше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter