Индия как южноазиатский полюс силы

Благодаря независимой и национально ориентированной экономической политике Индия в XXI веке выходит из многолетней летаргии и начинает определять свои стратегические приоритеты

Благодаря независимой и национально ориентированной экономической политике Индия в XXI веке выходит из многолетней летаргии и начинает определять свои стратегические приоритеты. Она начинает обращать все больше внимания на регион Персидского залива, Юго-Восточную Азию, Северо-Восточную Азию и даже Среднюю Азию, которая, усомнившись в Кремле и не желая попадать под китайское влияние, вполне может опереться на Индию.

Индия — одна из двух стран мира, имеющих внутренний рынок, достаточный для построения независимой экономики. Даже аналитики ЦРУ в одном из прогнозов, периодически появляющихся в открытой печати, обещают этой стране четвертое место в мире по валовому национальному продукту к 2020 году. Прошлым летом Индия объявила о создании с Бразилией и ЮАР зоны свободной торговли, охватывающей территорию трех континентов с населением 1,3 млрд. человек. Целью создания является совместное стремление увеличить общий товарооборот более чем вдвое. Кроме того, Индия и две другие страны, развивающие торговое взаимодействие, стремятся в перспективе избавить ряд отраслей национальных экономик от зависимости от США, что ряд комментаторов рассматривают как вызов доллару и Вашингтону. 

Еще одним серьезным вызовом последней сверхдержаве является ядерная программа Индии, поскольку, в определенном смысле, Соединенным Штатам становится все труднее совладать с новой индийской реальностью. С конца 1990-х годов на протяжении ряда лет аме­риканская сторона утверждала, что Индия нарушила некие нормы нераспространения. Однако данные нормы кодифицированы в американском, а не в индийском законодательстве! При этом официальный Вашингтон никак не помог Дели сформировать соглашение о нераспространении, примени­мое к Индостану. А между тем, по мнению даже американских ученых,  «проповедь нераспространения индусам, чья решимость создать ядерное средство сдерживания является и понятной, и логичной, становится для США, стоящих на огромной горе ядерного оружия, просто смехотворной. Американское нежелание воспринять реальность — и в риторике, и в политике — ядерной Индии порождает антиамериканские чувства в этой стране и замедляет отход от проти­востояния». 

Позиция самих индусов в ядерном вопросе следующая. «Никто не может ограничить нашу стратегическую ядерную программу. У Индии есть стратегическая военная программа, которая никоим образом не входит в компетенцию международных инспекторов. Американские ядерные инспекторы не будут бродить по нашим ядерным объектам. Нам никто не запрещает строить ядерные реакторы и объекты в соответствии с нуждами национальной безопасности», –  заявил в конце августа премьер-министр Индии Манмохан Сингх, добавив, что Индия ввела односторонний добровольный мораторий на ядерные испытания, но не на производство ядерного топлива. 

Примечательно, что заявление было сделано во время выступления премьер-министра в парламенте страны, посвященного соглашению между США и Индией, согласно которому американские компании получили возможность продавать Индии ядерное топливо и технологии, а та обязалась допустить международных инспекторов на свои гражданские ядерные объекты, усилить систему их безопасности и разделить гражданскую и военную ядерные программы. 

Сегодня Индия реализует масштабную программу развития атомной энергетики для удовлетворения потребностей своей динамично  растущей экономики. В июле прошлого года председатель индийской правительственной Комиссии по атомной энергии Анил Какодкар заявил о намерении его страны удвоить объемы производства уранового ядерного топлива для обеспечения работы национальных АЭС. 

США не прочь взять под свой контроль стремительно растущий индийский ядерный рынок, объем которого, по американским данным, приближается к 100 млрд. долларов. 9 декабря (в день, когда Пакистан провел успешное испытание нового типа ракет ближ-него радиуса действия
Hatf III, способных нести ядерный заряд) американский конгресс одобрил соглашение о сотрудничестве в ядерной области между США и Индией, подписанное Д.Бушем во время визита в Дели в марте 2006 года. Соглашение, по мнению комментаторов, стало крупной победой республиканской администрации Белого дома (добивавшейся принятия этого закона с начала года) и «закрепило новую геополитическую реальность в Южной Азии в виде стратегического партнерства между Вашингтоном и Дели». 

Документ выводит Индию за рамки ограничений, наложенных Соединенными Штатами на страны, не подписавшие Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Согласно его положениям, Вашингтон получил право продавать в Индию ядерные реакторы и топливо для них, что было запрещено американским законодательством с момента, когда стало известно, что Дели обзавелся собственным арсеналом в обход ДНЯО. Индийское правительство в свою очередь обязалось открыть для международных инспекций 14 гражданских ядерных объектов. 

Однако, для того чтобы американо-индийское соглашение вступило в силу, еще предстоит соблюсти ряд процедур. Например, стороны должны в 2007 году подготовить и подписать отдельное техническое соглашение. Но к тому времени большинство в обеих палатах конгресса США будет у демократов, которые могут иметь свой взгляд на ядерное сотрудничество с Индией. В самой Индии соглашением с американцами довольны далеко не все. Озабоченность прозвучала даже в заявлении индийского МИДа: «Никакое законодательство, введенное в действие в другой стране, не может лишить нас суверенного права проводить внешнюю политику, определяемую исключительно нашими национальными интересами». 

Данная оговорка, по словам комментаторов, связана с появлением в тексте документа положений, ставящих его реализацию в зависимость от внешнеполитического курса Дели. К примеру, президент США будет следить за тем, в какой мере Индия сотрудничает в вопросе противодействия ядерным амбициям Ирана! Однако ситуация, при которой страна, не подписавшая ДНЯО (Индия), должна надзирать за государством, этот документ подписавшим (Иран), выглядит, по меньшей мере, двусмысленно. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter