Импортозамещение с прагматическим подходом

БЕЛАРУСЬ не обладает значительными запасами сырьевых ресурсов, многое приходится импортировать: газ, нефть, материалы, комплектующие, оборудование. Причем во всевозрастающих объемах и ценах. Поэтому сегодня к провозглашенным в этом году трем «И» — инициатива, инвестиции и инновации — добавляется четвертое «И» — импортозамещение. Об этом говорил Президент страны на недавнем совещании по вопросам социально-экономического развития. Анализируя взаимосвязь проблем в белорусской финансовой системе с состоянием внешней торговли, Александр Лукашенко придал особое значение импортозамещению. Каким должен быть импорт и как обеспечить его разумный баланс? Каковы реальные результаты разработок и внедрения отечественной импортозамещающей сельхозтехники? Насколько она соответствует ожиданиям аграриев и почему при реализации многих проектов используется немалая доля зарубежных комплектующих и ресурсов? Об этом за «круглым столом» «БН» шел серьезный и предметный разговор, в котором приняли участие: Иван СУШКО, начальник управления сельхозмашиностроения Министерства промышленности республики, Владимир КУЛЬКА, заместитель начальника Главного управления механизации и технического прогресса Минсельхозпрода, Борис КРУТАЛЕВИЧ, главный конструктор по сельхозмашинам и оборудованию АПК ОАО «Амкодор», Андрей ДЮЖЕВ, генеральный конструктор — директор РКУП «ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике» РУП ПО «Гомсельмаш» и Владимир МИСЬКО, заместитель генерального директора — главный инженер РО «Белагросервис».

К трем «И», провозглашенным в этом году в качестве приоритетных, добавляется четвертое.

БЕЛАРУСЬ не обладает значительными запасами сырьевых ресурсов, многое приходится импортировать: газ, нефть, материалы, комплектующие, оборудование. Причем во всевозрастающих объемах и ценах. Поэтому сегодня к провозглашенным в этом году трем «И» — инициатива, инвестиции и инновации — добавляется четвертое «И» — импортозамещение. Об этом говорил Президент страны на недавнем совещании по вопросам социально-экономического развития. Анализируя взаимосвязь проблем в белорусской финансовой системе с состоянием внешней торговли, Александр Лукашенко придал особое значение импортозамещению. Каким должен быть импорт и как обеспечить его разумный баланс? Каковы реальные результаты разработок и внедрения отечественной импортозамещающей сельхозтехники? Насколько она соответствует ожиданиям аграриев и почему при реализации многих проектов используется немалая доля зарубежных комплектующих и ресурсов? Об этом за «круглым столом» «БН» шел серьезный и предметный разговор, в котором приняли участие: Иван СУШКО, начальник управления сельхозмашиностроения Министерства промышленности республики, Владимир КУЛЬКА, заместитель начальника Главного управления механизации и технического прогресса Минсельхозпрода, Борис КРУТАЛЕВИЧ, главный конструктор по сельхозмашинам и оборудованию АПК ОАО «Амкодор», Андрей ДЮЖЕВ, генеральный конструктор — директор РКУП «ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике» РУП ПО «Гомсельмаш» и Владимир МИСЬКО, заместитель генерального директора — главный инженер РО «Белагросервис».

«БН»: — Сегодня парк импортной сельхозтехники еще достаточно велик: 877 тракторов и 1520 зерноуборочных, 720 кормоуборочных, 229 свеклоуборочных комбайнов. В хозяйствах немало других зарубежных машин и оборудования. Какова ситуация с обеспечением запчастями?

Владимир КУЛЬКА: — Действительно, в агропромышленном комплексе республики импортной техники используется еще достаточно много. По тракторам, например, импортная составляющая сегодня занимает 1,8 процента, по зерноуборочным комбайнам — 10,8, кормоуборочной технике — 15, свеклоуборочным комбайнам — 31 и комбинированным почвообрабатывающим посевным агрегатам — 34 процента.

При этом должен сказать, что желание иметь зарубежную сельскохозяйственную технику не прихоть селян. В основном закупалась она в 90-е годы, когда промышленность Советского Союза рухнула, а наша еще не смогла наладить выпуск аналогичных отечественных машин. Поэтому сегодня, имея такой парк импортной техники, мы встали перед проблемой ремонта и обеспечения запасными частями. Если заказываем через какие-то структуры, то ждем минимум две недели. И совсем другая ситуация с отечественными аналогами, изготовленными на предприятиях республики по импортозамещению, — сельхозпредприятия получают их гораздо быстрее и, что не менее важно, дешевле. Поэтому освоение и производство запчастей для импортной техники надо ускорить. Думается, здесь не нужно даже выискивать экономическую эффективность для предприятия-изготовителя, потому что это нужно народному хозяйству. Понятно, что заниматься производством 50 деталей экономически невыгодно и нецелесообразно, но эффект для агропромышленного комплекса будет колоссальный. Я в этом уверен.

Владимир МИСЬКО: — Обеспечение запасными частями сложных сельхозмашин и оборудования импортного производства сегодня стало проблемой. Поэтому республиканское объединение «Белагросервис» совместно с областными комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию разработали программу импортозамещения. Ее цель — наладить производство аналогичной техники, оборудования и запчастей для снижения зависимости ремонтных предприятий агросервиса и сельхозпредприятий от импортеров. Когда программа будет принята, мы надеемся на помощь Минпрома и Минсельхозпрода. Нам необходимо технологически дооснаститься, потому как пока мы на порядок отстаем. Сегодня 15 наших предприятий освоили 600 различных узлов, запчастей для сельхозтехники. В перспективе планируем довести их количество до 27 и к 2015 году выйти на 900 наименований, обеспечивая безотказную работу сельхозтехники во время проведения полевых и других работ. Многое из того, что сегодня покупается за валюту, по программе импортозамещения и валютосбережения должно и будет производиться на отечественных предприятиях. Мы договорились с «Гомсельмашем», «Лидсельмашем», Минским тракторным и другими заводами о том, что определенные узлы и запчасти к выпускаемым там машинам будут изготавливаться у нас. Конечно, западные фирмы свою документацию нам не предоставят, но по образцам аналоги сделаем элементарно. И мы видим в этом как раз-таки очень перспективное направление.

Андрей ДЮЖЕВ: — Убежден, что если серийно у себя производить что-то невозможно и невыгодно, то лучше продолжать покупать у тех, кто изготавливает такие комплектующие при наилучшем сочетании цены и качества. Что касается снабжения покупными запчастями, мы должны вместе точно определять, сколько, чего и кому нужно. Если в разы не ошибемся, то у нас все получится, а закупим лишнее — это уже несерьезно.

Иван СУШКО: — В первую очередь создаются производства по замене тех импортных комплектующих, которые требуются чаще всего и очень дорогие. Но экономически это не всегда целесообразно: выпускаемые у нас запчасти никогда не будут качественнее, да и дешевле тех, что производят заводы-изготовители. Поэтому сегодня это скорее вынужденная мера. Перспектив в работе по этим запчастям в дальнейшем не будет. Машины и оборудование должны обеспечиваться запчастями тех предприятий, которые их изготавливают. В этом году мы на сто процентов можем обеспечить тракторами любого ряда всю республику, поэтому по импорту не закупалось ни одной единицы. Такая же задача стоит и перед «Гомсельмашем», освоившим и выпускающим гамму зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, которые полностью закрывают потребности республики.

То же самое можно сказать и о технике для заготовки сена, о зерносушильных комплексах. Если их машины комплектуются импортным оборудованием, то предприятия-изготовители берут на себя стопроцентную обязанность обеспечивать их запчастями как в гарантийный, так и послегарантийный периоды.

Андрей ДЮЖЕВ: — Мы все здесь знаем друг друга и немножко недоговариваем. Как мы отбирали продукцию, которую Владимир Григорьевич Мисько сегодня производит на своих предприятиях? Сначала встречались с его техническими специалистами и определяли, во-первых, на что большой спрос, и, во-вторых, что технологически они способны качественно изготовить. Конечно, на производство, скажем, шестерней мы не претендуем, но, предположим, сварить корпус элеватора и поставить в него два вала и цепь при наличии элементарной оснастки — это возможно. Поэтому еще многие комплектующие, которые представляют технологические трудности, сегодня «не охвачены».

Для всех западных производителей характерна одна закономерность — на собственные конвейеры внутри корпорации они поставляют какую-то деталь по цене 100 процентов, а для запчастей она идет по цене 250—300 процентов. Соответственно, и до нас доходит по такой же. Поэтому если у нас есть технологические возможности сделать аналогичную деталь такого же качества ну пускай не за 100, а за 200 процентов, то все равно она получается более выгодной. Ну а жизненный цикл машин, которые куплены ранее, конечно, нужно завершить достойно.

В чем сегодня проблема? На «Гомсельмаше» в производстве постоянно задействовано 300 тысяч различных технологий. Сейчас мы с трудом внедряем современную систему управления производством, так как старые внутрипроизводственные связи не имеют нужной гибкости. Поэтому когда поступает срочный заказ на изготовление тех или иных запчастей, надо либо остановить серийное производство и резко перестраиваться, что требует огромных затрат, либо предлагать услуги предприятий «Белагросервиса». Система Владимира Григорьевича гибче и оперативнее, а значит, выгоднее.

Владимир КУЛЬКА: — При любом импортозамещении все равно останется какая-то номенклатура запчастей, которую нужно будет закупать. Разум и прагматизм должны идти впереди. От импортной составляющей все равно не уйти, и ничего страшного в этом нет. Так работает весь мир. Что касается запасных частей. Есть просьба к промышленникам: машины, которые они изготавливают, должны быть обеспечены запасными частями по полной программе. Выпуск отечественных запчастей и узлов необходимо удвоить.

«БН»: — Владимир Григорьевич, а есть ли у «Белагросервиса» реальные возможности удвоить их производство для импортной техники?

Владимир МИСЬКО: — Как я уже говорил, это предусмотрено соответствующей программой. Но в первую очередь предприятие-изготовитель должно обеспечивать поставку запасных частей и узлов в необходимом для ремонта количестве не только на гарантийный период, но и на весь срок эксплуатации техники. Однако по целому ряду машин этого никто не делает. Конечно, если речь идет об изготовлении 10—20 позиций, то это невыгодно. Делать оснастку, документацию под такое малое количество — дорого. Тем не менее сегодня стоит вопрос: по целому ряду машин запчастей просто нет. Поэтому, чтобы техника не простаивала, мы по образцам будем их изготавливать. Времени на раскачку нет.

Борис КРУТАЛЕВИЧ: — Сейчас можно четко сказать, что освоением и производством новой техники могут заниматься далеко не все. Еще пять лет назад зерносушилки у нас вообще не выпускались. Поэтому пришлось начинать все с нуля. Но заниматься таким производством способны только очень сильные и финансово подкрепленные предприятия. А если нет сильных конструкторов, то даже думать о каком-то начинании нечего. В самом начале мы поняли, что усилий только нашего КБ недостаточно. Мы подключили конструкторов «Мозырьсельмаша» и начали делать теплогенераторы. С березовским «Теплоприбором» освоили серию вентиляторов. В результате получили нормальную машину. Мы выполнили еще одно принципиальное условие — практически все узлы, запчасти и комплектующие производятся в нашей республике.

Сегодня мы практически полностью обеспечены сушильными комплексами. В этом плане очень многое сделано. В основу нашей последней разработки, например, положено все лучшее и передовое, что есть нынче в мире.

Однако сервисное обслуживание у нас пока хромает. Почему? Считаю, потому, что оно не заложено в цену комплекса. Мы предлагали при проведении тендера к стоимости добавить пять миллионов рублей, и сервисное обслуживание будет на должном уровне. Что такое пять миллионов, когда комплекс стоит 2,2 миллиарда? Но к нашим предложениям пока не прислушались.

Отдельно нужно сказать о подготовке специалистов, работающих на таких комплексах. Если мы каждый год будем ставить туда новых людей — ничего хорошего не получится. Мы и так поотстали от Запада, и если сегодня не пойдем по пути автоматизации, применения новых систем управления, окажемся на задворках. На словах экономим каждую копейку, на деле — теряем тысячи и миллионы.

Несмотря на усилия отечественных производителей, парк зарубежной техники еще достаточно велик. Каким должен быть импорт? За счет чего можно обеспечить его разумный баланс и насколько перспективны экспортные направления? Об этих и некоторых других проблемах продолжают дискуссию участники «круглого стола» «БН».

Андрей ДЮЖЕВ: — Высокотехнологичные компоненты, которые мы вынуждены закупать, должны компенсироваться поставками нашей продукции на экспорт. Сегодня на «Гомсельмаше» достигли баланса между импортом и экспортом. Зато теперь поставляем машины не только своему потребителю, но и за пределы республики. Результаты неплохие: предприятие занимает четвертое место в мире по производству зерноуборочных комбайнов после John Deere, Claas и New Holland.

Борис КРУТАЛЕВИЧ: — Перед «Амкодором» тоже стоят очень серьезные задачи по выходу на внешний рынок с товаром, соответствующим западному. Первые шаги уже сделаны — есть договоренности с сельхозпредприятиями России, Украины и Казахстана.

Что касается импортозамещения, то без комплектующих, которые в стране не выпускаются, мы не обойдемся. Но, конечно, минимизировать их количество нужно обязательно. Исходя из этого мы и строим свои планы.

Владимир КУЛЬКА: — Надо отдать должное нашим объединениям — «Гомсельмашу», тракторному заводу, «Амкодору», — которые уже выпускают весь набор необходимой АПК сельхозтехники. Причем достаточно качественной и надежной, практически не уступающей зарубежной. Единственная позиция, которая требует пока постоянного внимания — это свеклоуборочный комбайн. Буквально за семь-восемь лет мы от ста процентов импортной техники пришли к тридцати трем. Это очень хороший показатель. Но работы по программе импортозамещения еще немало. Тем более что еще есть ряд позиций, где господствует импорт. Это касается машин для уборки смородины, зеленого горошка, фасоли. Их парк составляет буквально единицы, ну, может, с десяток. Оно и понятно, большой потребности в них нет. Эта техника так и останется импортной составляющей. А если понадобится расширить такой парк, то уверен: наша наука и производственники и с этой задачей справятся успешно.

Сегодня немало проблем и в механизации плодоводства. Развивается садоводство, закладываются молодые сады, и, естественно, импортной техникой здесь тоже не обойдешься — дорого. Придется идти по пути импортозамещения. Ждут предложений от науки, конструкторов и овощеводы. Нужно механизировать уборку наших традиционных культур, таких как капуста, свекла, морковь.

Иван СУШКО: — Сегодня мы работаем под заявки сельхозпроизводителей. Отечественная сельхозтехника на наших полях проходит, образно говоря, боевые испытания, учитываем все замечания и пожелания сельчан и дальше дорабатываем ее для экспортных поставок.

Министерство промышленности не раз проводило совещания по импортозамещению. Разработана программа по снижению зарубежной составляющей в выпускаемой продукции. Планируется освоить порядка 60 позиций импортозамещающей продукции для крупнейших отечественных производителей. При этом учитывается и экономическая заинтересованность предприятий. Только за прошлую пятилетку тракторным заводом выпущено на 133 миллиона долларов новой сельхозтехники, которая заменила импортную, «Гомсельмашем» — на 850 миллионов долларов. Если в прошлом году экспорт на «Гомсельмаше» составлял 34 процента, то сегодня превысил 40. На Минском тракторном эти показатели составляют соответственно 54 и 79 процентов — с учетом взаимной кооперации.

К сожалению, программа импортозамещения этого года полностью не сработала из-за недостатка финансирования. Первоначально планировалось выделить 4,3 триллиона рублей кредитных ресурсов, получили 2,1. Поэтому нашим предприятиям пришлось на ходу менять свои стратегии.

Да, пока за образец мы берем импортный аналог, потому что изобретать велосипед не имеет смысла. 60 предприятий работают над созданием новых образцов, причем не только сельскохозяйственной техники. Но окончательно исключить импортную составляющую мы никогда не сможем, даже металл — это стопроцентный импорт. Поэтому мы должны вкладывать свою добавленную стоимость в эти машины.

Андрей ДЮЖЕВ: — Да, мы в Беларуси обладаем достаточно мощным потенциалом, чтобы создать нормальные системы, которые позволят автоматизировать наши изделия. Но для этого требуется сырье, которое у нас отсутствует. Скажем, российская лопата всегда будет конкурентоспособнее нашей: у них и железо свое, и электроэнергия, и т. п. Поэтому мы можем выиграть только на добавленной стоимости, то есть на том интеллекте, который у нас есть и который мы должны вложить в наши изделия.

«БН»: — Какова доля импортной составляющей в продукции «Гомсельмаша»?

Андрей ДЮЖЕВ: — Большая. Здесь подход такой: при создании новой машины мы изначально предъявляемые к ней требования согласовываем. У нас, слава Богу, в стране клиенты требовательные. Первое, что мы слышим, — очень жестокие требования по надежности. Мы перепроверили с институтом Академии наук, и оказалось, что они абсолютно оптимальны и рациональны. И чем сложнее машина, тем качественнее и надежнее должны быть комплектующие. Поэтому, конечно, покупные, которые определяют надежность, берем только у лучших мировых производителей. Далее, естественно, пытаемся применить такое решение, которое позволит покупать их как можно меньше. И сразу прорабатываем с нашими коллегами по Минпрому вопросы аналогичного производства отечественных узлов и запчастей. Если мы вовремя начнем об одном и том же думать, все будет хорошо. По копеечкам, по крохам это все замещается. Но главное, чтобы качество тех элементов, которые мы ставим вместо мировых, не подкосило нам машину.

Владимир МИСЬКО: — Есть и такая проблема: от наших отечественных заводов мы получаем сложные сельхозмашины без нормативно-технической ремонтной документации. Нет даже руководства по сборке-разборке. А к современной технике с молотком не подойдешь, она требует технологии ремонта. Поэтому предприятия Минпрома должны срочно нам ее предоставить. Как это делает, например, «Гомсельмаш». И так по всем видам машин.

Иван СУШКО: — Проблем здесь нет, все будет сделано.

«БН»: — Недавно на коллегии Комитета госконтроля рассматривалось выполнение программы импортозамещения. Одной из причин, тормозящих ее продвижение, была названа некоторая разобщенность между ведомствами…

Иван СУШКО: — Как раз-таки наоборот. В последние годы мы работаем в очень тесном контакте с Минсельхозпродом. Постоянно проводим совместные коллегии и по качеству, и по закупке техники, запчастей. Сейчас работа ведется уже на уровне управлений.

Владимир КУЛЬКА: — Сегодня мы много говорили об импортозамещении, о новой технике. Но хотелось бы затронуть еще два важных момента — кадры и сервис. Это киты в производстве и эксплуатации сельскохозяйственной техники.

Очень хорошо, что «Гомсельмаш» организовал у себя учебу и все новейшие комбайны поступают только туда, где механизаторы прошли обучение. Точно такая же ситуация с новейшими тракторами и сушилками. Прежде чем подписать акт о приемке сушилки, необходимо знать, что там будет работать не случайный человек, а специалист, прошедший обучение. Это правильно даже с позиции стоимости машины и оборудования, цена на которые доходит до миллиардов рублей. Надо создавать и учебные фильмы, как это опять же делается на «Гомсельмаше» и во всем цивилизованном мире. Причем еще на стадии окончания конструкторской разработки. И пусть это входит в затратную часть на создание машины.

Сервис — крайне важный вопрос. Сегодня мы должны переходить к вопросам диагностики и профилактики, поэтому нужно сразу же разрабатывать и диагностическое оборудование, которым необходимо оснащать сервисные центры.

«БН»: — Совершенно очевидно, что наука, производственники и эксплуатационники должны быть единым звеном. Только соединение этой цепи даст положительный результат. И тогда меньше понадобится запасных частей в целом, в том числе и по программе импортозамещения.

Уважаемые участники «круглого стола»! Благодарим вас за интересную и, надеемся, полезную дискуссию.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Фото Павла ЧУЙКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter