Коллизии вокруг Ирана

Именем резолюции

Несколько дней назад газета The New York Times сообщила о том, что госдепартамент США собирается внести на рассмотрение Совета Безопасности ООН проект резолюции, которая продолжит действие истекающих вскоре санкций на продажу Ирану обычных вооружений. Странность ситуации многие наблюдатели видят в том, что указанная резолюция СБ ООН принималась в соответствии с Совместным всеобъемлющим планом действий (СВПД) 2015 года, хотя администрация президента Трампа в 2018 году заявила о выходе из него.

rusvesna.su

Речь идет о резолюции 2231, которая вводит ограничения на поставки оружия Ирану: каждая подобная сделка должна быть прозрачной и одобряться СБ ООН. Журналисты The New York Times предполагают, что в случае если проект, предложенный американцами, не будет принят (а так, скорее всего, и произойдет), Вашингтон обратится к односторонним санкциям, которые действовали до принятия СВПД, включая контроль за продажей иранской нефти и за международными расчетами, производимыми ИРИ. 

За решением США, в общем-то, скрывается несколько задач. Прежде всего принятие подобной резолюции в СБ ООН нанесет ущерб коммерческим интересам России, которая в кулуарах международных форумов уже высказывала желание возобновить продажу Ирану обычных вооружений. 

Следующим «пострадавшим» от возможных действий американцев станет Китай. Пекин, кроме приобретения иранской нефти, в последнее время зарекомендовал себя как крупный продавец оружия. Еще в 2015 году на КНР приходилось примерно 5 процентов военного экспорта — третье место среди продавцов. Мало того, Китай в отличие от остальных экспортеров предпочитает не связывать себя законодательными или моральными ограничениями. Так, китайцы были замечены в продаже кассетных бомб (запрещены международной конвенцией 2008 года). К тому же китайское оружие дешевле и проще общемировых (американских, российских, немецких и т.д.) аналогов. Соответственно, Иран для КНР после отмены санкций может стать хорошим рынком сбыта вооружений, на что, как допускают некоторые наблюдатели, Пекин и рассчитывает. 

Не исключено также, что за подобными мерами американской администрации стоит Саудовская Аравия, которой крайне выгодно экономическое разорение Ирана и как политического противника, и как конкурента на нефтяном рынке. А санкции, как оказалось, наиболее действенный способ сдерживать амбиции Тегерана.

Довольно интересна иранская реакция. В Тегеране решили изобразить это как попытку Вашингтона вернуться в СВПД. Так, министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф напомнил, как водится нынче у официальных лиц, через Twitter, что США сами «остановили свое участие в соглашении», а сейчас, увидев, что такой политикой Иран невозможно «поставить на колени», вновь хотят участвовать в СВПД. 

При этом Тегеран, судя по дальнейшим событиям, смог заручиться поддержкой России. Сразу же 27 апреля 

ИА ТАСС распространило заявление МИД: «Вызывает категорическое неприятие стремление США навязать миру схему избирательного применения резолюций СБ ООН. Как понимаем, это один из элементов пресловутого порядка, основанного на правилах. Именно такой подход, а вовсе не истечение срока действия тех или иных положений резолюции СБ ООН 2231 является, как выражаются в госдепартаменте, порочной дипломатической практикой». Затем 28 апреля состоялся телефонный разговор руководителей внешнеполитических ведомств Ирана и России. 

Собственно, в шагах Вашингтона нет ничего предосудительного: как член Совета Безопасности ООН США вправе выносить на обсуждение совета любой вопрос, который затрагивает поддержание международного мира и безопасности. А санкции против государства, которое подозревается в обогащении урана, в любом случае относятся к международной безопасности. Тем не менее юридическая коллизия в поведении Вашингтона, безусловно, присутствует. А значит, в ближайшее время штаб-квартиру ООН, очевидно, ждут дебаты юристов-международников от всех заинтересованных сторон. Но главное не то, примет ли Совбез ООН новую резолюцию по Ирану, а то, как Вашингтон будет согласовывать позиции всех своих союзников. 

shavialiou@bsu.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter