IMEI или не имей?

Кто выиграет и проиграет в борьбе с “серыми” мобильниками?Объявленная еще летом Генеральной прокуратурой “война” теневому рынку сотовых телефонов, похоже, может получить продолжение. По некоторой информации, следующим шагом может стать запрет сотовым операторам обслуживать абонентов с “серыми” телефонами. Стремление сделать рынок прозрачным и увеличить налоговые поступления в бюджет весьма похвально. Но возникает множество вопросов. И один из самых главных — не ударит ли эта “война” рикошетом по карманам белорусов?

Держи вора!
Напомним, что несколько месяцев назад Генпрокуратура высказала обеспокоенность тем, что в Беларуси слишком много воруют телефонов. За минувший год в стране было зарегистрировано более 21,3 тысячи хищения аппаратов, а за четыре месяца нынешнего — 5,1 тысячи.
В Беларуси количество абонентов сотовой связи уже превышает 7,5 миллиона. Поэтому неудивительно, что мобильники становятся лакомым куском для все большего количества преступников. В прошлом году каждая пятая из зарегистрированных правоохранительными органами кража была связана с хищением мобильного аппарата. И, возможно, это лишь вершина айсберга. Ведь можно предположить, что многие наши соотечественники, не желая тратить время на разбирательства, визиты в правоохранительные органы, не заявляют о пропаже, предпочитают горькую пилюлю проглотить быстро, а не долго и мучительно.
На чистую воду
Для изменения ситуации Генпрокуратура заявила, что “рассматривает вопрос о том, чтобы в действующем законодательстве предусмотреть ответственность лиц, занимающихся незаконным перепрограммированием мобильных телефонов”. Если уменьшить количество таких специалистов, “перешивающих” краденные аппараты, навести порядок на “сером” рынке мобильников, то, возможно, из-за ограничения простора для сбыта ворованных телефонов и промышлять на них охотников будет меньше. Именно такой логикой руководствовались в Генпрокуратуре и настойчиво советовали операторам сотовой связи приложить максимум усилий, чтобы их абоненты пользовались только легальными телефонами.
Тогда же было предложено и лекарство от “серости”. Пусть, предложили специалисты, операторы сотовой связи обслуживают только абонентов, использующих “белые” телефоны. Операторы будут отслеживать имэй-коды (персональные идентификационные номера аппаратов), сверять их с теми, которые зафиксировала таможня при легальном ввозе телефонов в Беларусь. А если абонент переставит симку в “серый” аппарат — то, как звучали самые радикальные призывы, сразу же отключить его.
Если так бороться, то, глядишь, предрекали сторонники жестких мер, и люди будут меньше покупать с рук. Тогда и “серые” продавцы будут вынуждены либо начать работать “по-белому”, либо вовсе прекратить свой бизнес. Граждане получат качественные телефоны и хороший сервис, а казна пополнится налогами — такую идиллию рисуют инициаторы жестких шагов.
Уравнение со многими неизвестными
Однако при реализации планов можно натолкнуться на множество подводных камней.
“Проблема имеет технические, юридические и финансовые аспекты”, — объясняет гендиректор компании “МТС” Владимир Карпович. — И решать ее придется вместе с Министерством связи и информатизации, другими органами. “Мы свои предложения подготовили, — добавляет он. — Потребуется закупка специального дорогостоящего оборудования. Необходимо решение по определению источников финансирования”.
“Но самое главное — внесение изменений в законодательство, — акцентирует внимание гендиректор. — Должна быть четко определена ответственность за использование телефона, который не был должным образом зарегистрирован”.
В такой ситуации, как отмечают многие эксперты, возникает резонный вопрос: а что делать тем белорусам, которые уже активно пользуются “серыми” аппаратами? Если у нас и в самом деле доля теневого рынка составляет 80 процентов, а количество абонентов превышает 7,5 миллиона, то несложно посчитать, что это может напрямую затронуть интересы более 5 миллионов жителей Беларуси, то есть каждого второго.
Взять и оставить “серые” аппараты вне закона? Но тогда таким абонентам или придется потратить не менее 50 долларов на новый телефон, или остаться без услуг мобильной связи. Да и хватит ли телефонов у легальных продавцов? А если и найдется, то не воспользуются ли они ситуацией и не взвинтят ли цены?
Можно, конечно, дать на покупку аппаратов несколько месяцев, например полгода, и в это время не отключать “серых” абонентов.  Но и в этом случае многим из нас придется потратиться.
Есть и более компромиссный вариант: “реабилитировать” уже имеющиеся “серые” мобильники, зарегистрировать их imei-коды. Но где и как будут осуществлять эту процедуру, что делать с совпадающими идентификационными номерами, сколько времени потребуется, чтобы принять информацию от пяти миллионов абонентов?
При такой неразберихе государство рискует не выиграть, а проиграть: абоненты будут меньше звонить — операторы получат меньше выручку и меньше заплатят налогов. Впрочем, такие потери можно и компенсировать, если, например, ввести некую плату за “реабилитацию” телефона. Однако будут ли рады этому абоненты, и не получится ли так, что некоторые предпочтут не платить эти деньги, и тогда число абонентов может уменьшиться, скажем, с нынешних 7,5 миллиона до 7,2 миллиона? Но это снова породит цепочку: меньше услуг — меньше налогов.
Дороже, но надежней?
“Не так страшен черт, как его малюют”, — призывают не драматизировать события оптимисты. Уровень доходов белорусов вырос, и нашим людям уже хочется покупать не просто “трубу”, а надежный телефон хорошего качества с достойным сервисным обслуживанием.
“Вы ходите два раза в магазин, где вас плохо обслуживают?” — призывает задуматься Александр Аскаров, начальник коммерческого управления компании “БелЕвросеть”. Поэтому, объясняет он, все чаще наши люди предпочитают заплатить больше, чтобы потом не выискивать продавца интернет-магазина, чтобы в гарантийный период получить обещанный бесплатный ремонт.
Разница в стоимости “белого” и “серого” телефонов пока еще существенная. Из-за того, что нелегалы не платят налоги, в легальных магазинах аппараты порой стоят почти на 40 процентов дороже. Однако в “Евросети” стремятся уменьшить такую разницу — работают с производителями напрямую, при больших объемах каждый аппарат обходится дешевле. Кроме того, хоть и продают в салонах аппараты, рассчитанные на разный кошелек, но основной упор делают на людей со средним достатком, которые за телефон могут выложить 400—500 тысяч рублей.
Благодаря стараниям властей, отмечает Александр Аскаров, доля теневого рынка неуклонно сокращается. А поэтому “Евросеть” выступает за продолжение борьбы. У компании по всей стране уже насчитывается 77 салонов, и, как предполагается, каждые полгода это количество будет увеличиваться на пять-шесть. Сбудутся ли эти планы, в  значительной степени зависит от того, насколько действенной окажется кампания, инициированная Генпрокуратурой.
Как бы то ни было, но к “побелению” телефонов мы рано или поздно придем. Быть может, проблема решиться сама собой, когда операторы купят легальные торговые компании и будут сами массово предлагать своим абонентам аппараты. Это стало нормой уже во многих странах, и почему бы этому не воплотиться и у нас? При таком раскладе сами операторы заинтересованы бороться с теневыми продавцами, находить “противоядие”.
Но и у такой идиллии есть своя ахиллесова пята: не приведет ли монополизация рынка мобильников к росту цен?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter