Иллюзии и реальность

Недавно британская «The Independent» сообщила, что правительство США активно использует заказные фальшивые теленовости

Недавно британская «The Independent» сообщила, что правительство США активно использует заказные фальшивые теленовости. В частности, эксперты некоммерческой организации Центр СМИ и демократии, отслеживавшие в течение десяти месяцев эфир 77 телеканалов (аудиторией которых является половина населения США), пришли к выводу, что «телекомпании США заполняют эфир программ новостей видеоматериалами, созданными в правительстве и крупных корпорациях. Причем производители таких заказных роликов научились создавать материалы, не отличающиеся от новостей, созданных независимыми авторами». Примеров этому – хоть отбавляй. Причем столько, что сам собой возникает вопрос: чем это вызвано?

Дело в том, что главное в современном процессе глобализации – это изменение предмета труда. Раньше человек зарабатывал себе на хлеб, изменяя природу. Нынче информационные технологии совершили революцию в этой сфере. Преобразование мертвых вещей и окружающей среды, которым занималось человечество с момента своего появления, стало менее прибыльным. Его место заняло более эффективное в коммерческом плане преобразование живой материи. Точнее, преобразование человеческого сознания – как индивидуального, так и коллективного. В результате в информационном обществе уже не «бытие определяет сознание», а, наоборот, сознание определяет бытие. 

Нарастающие масштабы применения подобных программирующих реальность технологий — проявление важной тенденции в развитии мировой цивилизации. Фактически речь идет о строительстве новой экономики внимания, в которой главной задачей становится управление вниманием. В результате, казалось бы, демократическое информационное общество по сути взаимодействия со своими гражданами все в большей степени начинает напоминать худшие тоталитарные образцы. Гражданам навязывается единая для всех модель восприятия мира, созданная без учета индивидуальных интересов, что является, по сути дела, «промывкой мозгов». 

Кстати, выражение «промывка мозгов» всего лишь буквальный пе­ревод с корейского словосочетания «чистка мозгов». Это на­звание особого ритуала, давно известного на Востоке (в США им вплотную заинтересовались еще во время корейской войны). После ночи колдовских операций и заклинаний жрецы ведут посвя­щаемого в особые покои, где вскрывают ему череп, вынимают мозги и чистят их, чтобы дать возможность общаться с миром сверхъестественного. На самом деле череп никто не вскрывает, но ритуал построен так, что мало кто усомнится в его реально­сти. Человек приводится к ритуальному помещению в тот мо­мент, когда он уже сломлен, доведен до полного психического истощения и готов принять идеи, «вложенные в голову». 

Разница лишь в деталях: тоталитарное общество делает это на доинформационном, индустриальном этапе развития технологий. Поэтому оно вынуждено прибегать к грубому административному насилию над свободной волей граждан, а в целом ряде случаев и к террору. Информационное же общество располагает соответствующими информационными технологиями. Это позволяет насаждать господствующую модель сознания и поведения несравненно более мягкими методами. 

Сегодня структурный кризис, связанный с заменой в США индустриальных технологий управления массами более эффективными информационными, становится все более очевидным (еще одним подтверждением чего можно считать публикацию в «The Inde-pendent»). Столь масштабная замена не может обойтись без болезненных диспропорций. 

Недаром, выступая в американском сенате еще в марте 2002 года, директор Разведывательного управления Министерства обороны (РУМО) США Т.Вильсон сказал, что войны будут вестись за глобализацию, которая приравнивается к американизации. Главным здесь является восприятие американских ценностей. Подчеркнем, имеются в виду прежде всего духовные ценности. Поводом для войны может стать (вдумайтесь!) угроза американским представлениям о новом мировом порядке. Конкурент, равный США даже на региональном уровне, рассматривается как угроза американской национальной безопасности. 

Для наглядности можно вспомнить телеролик, сыгравший огромную роль в формировании общественного мнения в самих США. Во многом благодаря именно ему подавляющее большинство американцев поддержало первую войну против Ирака. В кадре 15-летняя девочка, которую представляли как кувейтскую беженку, рассказывала, что она видела своими глазами, как иракские солдаты вытащили 15 младенцев-кувейтцев из роддома и положили их на бетонный пол умирать. Интервью с этой девочкой крутили по американскому ТВ перед войной сотни раз. Имя девочки скрывали, потому что у нее якобы осталась семья в Кувейте и она может пострадать от солдат Хусейна. Для того, чтобы понять, каким важным фактором был этот ролик, добавим, что тогдашний президент Дж.Буш-старший использовал рассказ о мертвых младенцах 10 раз за 40 дней провоенной пропагандистской кампании. Также к интервью неоднократно апеллировали члены американского сената при решении вопроса, посылать ли войска в залив. Впоследствии было доказано, что показанная по ТВ девочка — никакая не беженка, а дочь посла Кувейта в США, проживала, естественно, на территории Соединенных Штатов и потому не могла быть очевидцем оккупации Кувейта. Более того, она член королевской фамилии, управляющей Кувейтом. Все ее родственники имеют огромные состояния, поместья за границей, проживают преимущественно в США и странах Запада и, уж конечно, не могли пострадать, даже если бы она выступала под своим именем. 

В качестве еще одного примера приведем поразительные результаты опроса американцев, проведенного в августе 2003 года по поводу войны в Ираке. Почти 7 из каждых 10 опрошенных (точнее, 69%) заявили о своей вере в то, что иракский лидер Саддам Хусейн принимал личное участие  в подготовке террористических атак 11 сентября 2001 года... Подобной «веры» придерживалось большинство как республиканцев, так и демократов, а также прочих американских граждан, считающих себя независимыми от основных политических партий США. И это на фоне того очевидного факта, что за прошедшие годы администрация Буша не смогла представить ни единого доказательства, свидетельствующего о каких-либо связях между Ираком и «Аль-Кайдой», предположительно несущей ответственность за теракты. Нужны ли здесь более убедительные свидетельства того, насколько эффективно можно программировать массы на веру в любую чушь?.. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter