Что мешает получать хорошие урожаи льна?

Или лен выращивать, или семинары проводить

Два года назад «Сельская газета» опубликовала материал «Станет наконец последним очередной разбор ошибок в льноводстве?». Ответ на этот вопрос искали на республиканском семинаре-совещании в Глубокском районе с участием специалистов Минсельхозпрода, «Белагросервиса», ученых, руководителей областных структур по льноводству, директоров льнозаводов и льносемстанций. К сожалению, последним он не стал. Вот свежий пример. В Белыничском районе прошел областной семинар по стратегии развития льноводческой отрасли Могилевщины. На нем говорили о тех же системных ошибках.

pixabay.com

В чем же заключаются наши главные беды? Институт льна провел мониторинг подготовки льносеющих организаций республики к весеннему севу льна-долгунца. Весь тракторный парк, почвообрабатывающие и посевные агрегаты прошли своевременную техническую проверку и технологическую аккредитацию. Однако для получения урожайности льнотресты на уровне 4,5 тонны с гектара (15 центнеров волокна) средним номером 1,50 необходимо было подобрать требуемые по кислотности земли. Это сделали не везде. Конечно, перед севом кое-где ошибки исправили. Но учитывая, что большую часть площадей льнозаводы арендуют, было уже поздно. Подбирать необходимые поля надо с осени. Причем с оптимальным показателем pH 5,0—5,5. К сожалению, он порой достигает 6,0. А это значит, что еще до уборки можно прогнозировать недобор урожая до трети и снижение качества длинного волокна на 2 номера по сравнению с нормальными по уровню кислотности почвами. Предлагали ученые-льноводы заменить и поля с неблагоприятными предшественниками. Ведь выращивать лен на одном поле можно не чаще чем раз в семь лет. Но и здесь полностью исправить системные ошибки было поздно.

Почему так опасно снижение качества волокна на 2 номера? Оршанскому льнокомбинату ежегодно требуется 8 тысяч тонн не просто длинного волокна, а преимущественно 11—12-го номера. В реальности поступающее сырье чуть выше десятки. Поэтому предприятие вынуждено закупать высокие номера за границей, платить большие деньги, тратить валюту. Это негативно сказывается на его экономике.

По словам директора РУП «Институт льна», академика Ивана Голуба, в Беларуси разработаны отраслевой технологический регламент и научно-практические рекомендации по возделыванию и уборке льна-долгунца, приготовлению льнотресты, позволяющие стабильно получать ее сор­тономер 1,50—2,00. Используя эти разработки, льносеющие организации смогут стабильно получать по 12 и более центнеров льноволокна с гектара и по 6 центнеров с гектара льносемян, что обеспечивает положительную рентабельность возделывания белорусского долгунца в целом. Однако недостижимыми такие результаты становятся из-за подходов к выбору почвы. Часть выделенных земельных площадей малопригодны и непригодны для возделывания этой нежнейшей культуры по показателю кислотности и гранулометрическому составу. На таких почвах даже при внесении высоких доз микроудобрений (цинковых и борных) невозможно добиться высокого удельного выхода и качества длинного волокна.

В Беларуси разработана стратегия развития льняного подкомплекса на 2019—2025 годы. Концептуальным индикатором на этапе производства льносырья должно стать ежегодное получение льняной тресты в объеме 180 тысяч тонн со средневзвешенным номером 1,50, а в перспективе — 1,75. По расчетам, такое количество и качество ее обеспечило бы стабильную работу 24 льноперерабатывающих предприятий, гарантированную выработку 55 тысяч тонн льноволокна.

Хочу еще обратить внимание на номер тресты, который напрямую связан с таким же показателем волокна. В последнее время в среднем по стране он достигал единицы. Один год чуть больше, другой — меньше. Вот почему Оршанский льнокомбинат и закупал сырье за рубежом. Достигнем 1,5 — проблема исчезнет.

Кто-то может сказать: что, мол, теперь время ушло, старых ошибок не исправишь. Согласен. Но грамотный агроном или руководитель озабочен будущим урожаем. Он видит дальше своего носа. Словом, поля под урожай 2020 года надо планировать уже сейчас.

Николай МАРКЕВИЧ, научный сотрудник РУП «Институт льна»

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter