ИЛ 15 раз приземлялся на лед

В  Национальном  аэропорту  Минск  корреспондент  «Р»  одним  из  первых  встретил  российско-белорусский  экипаж,  прибывший  из  Антарктиды

В  Национальном  аэропорту  Минск  корреспондент  «Р»  одним  из  первых  встретил  российско-белорусский  экипаж,  прибывший  из  Антарктиды 

Ко Дню Конституции белорусская авиация преподнесла своей стране подарок. Из Антарктиды в Минск вернулся самолет авиакомпании «Трансавиаэкспорт» ИЛ-76, который участвовал в первой за всю историю авиации Беларуси такой длительной экспедиции на Южный полюс. Пять месяцев база нашего воздушного судна находилась в Кейптауне, ЮАР, откуда оно и совершило 15 перелетов на ледовый континент. За столь долгое время экипаж ИЛа изучил и африканские Капские горы, и антарктическую Землю королевы мод… 

В его составе четверо наших земляков — бортоператоры Сергей Теслюк и Петр Дорохов, инженеры Вадим Рыжков и Владимир Ризевский. В октябре 2007-го они, как только высадились на Южном полюсе, украсили столб с указателями стрелкой в направлении нашей страны: «Беларусь, 14 200 км». А возле столба пустили развеваться на холодном антарктическом ветру наш национальный флаг. 

Все это время ИЛ-76 выполнял программу грузопассажирских перевозок на аэродром Новолазаревская. Он доставлял аппаратуру, топливо, материалы для строящихся объектов... 

— Не буду скромничать: после этой экспедиции о белорусской авиации узнал весь мир, — прямо заявил мне авиаинженер по обслуживанию воздушного судна Вадим Рыжков. — Наш самолет перевозил китайцев и американцев, немцев и бельгийцев, англичан и корейцев — всех тех, кто на Южном полюсе занимался научной деятельностью. За три дня до отлета на родину мы доставляли в Антарктиду российских вице-премьера Сергея Иванова и министра транспорта Игоря Левитина. В том числе и высокие гости отметили слаженность работы российско-белорусского экипажа. 

ИЛу-76 пришлось 15 раз приземляться не на привычную бетонную, а на ледовую трассу. На ней шипованным катком дробили лед, чем и улучшали сцепление шасси с покрытием. Синоптики предоставляли точные прогнозы погоды, ведь только в условиях отличной видимости и при полном отсутствии осадков  самолет мог совершать рейсы. Экипажу приходилось нелегко, ведь нужно было адаптироваться то к знойной ЮАР — плюс 30, то к морозной Антарктиде — минус 45. На материке экипаж находился по времени от 12 часов до трех суток. Жили в домиках российских полярников, согревались песнями под баян и гитару... 

Сводным экипажем командовал заслуженный летчик-испытатель России Герой России Рубен Есаян. Общаясь с белорусскими журналистами, он подчеркнул: 

— Для выполнения программы перевозок грузов для полярной экспедиции было выбрано воздушное судно белорусской авиакомпании, потому что в мире известен ее скрупулезный подход к техническому обслуживанию своих бортов. Между россиянами и белорусами сложились добрые отношения, никакой разницы между нами не ощущалось (очень символичным кажется и то, что одно из морей Антарктиды называется морем Содружества. —  авт.). 

Вскоре после прибытия на полюс авиаэкипажа туда прилетели и четверо белорусских научных сотрудников. 

— Сейчас они работают в составе 53-й российской антарктической полярной  экспедиции, готовят полевую базу «Гора вечерняя» для проведения собственно белорусских экспедиций,  — рассказал начальник российской антарктической экспедиции Валерий Лукин. — Вообще же, в Антарктике активно ведутся работы по исследованию озонового слоя, изучается подледниковое озеро Восток. 

Еще Валерий Лукин напомнил, что Беларусь в 2006 году присоединилась к договору об Антарктике. Однако для того, чтобы обладать правом строительства собственной антарктической базы, нашей стране необходимо присоединиться к протоколу по охране окружающей среды к этому договору. 

В Республиканском центре полярных исследований «Р» рассказали, что проект указа Президента Беларуси о присоединении нашей страны к указанному протоколу две недели назад передан в Совет Министров Беларуси. Надо полагать, уже скоро наше государство сможет наряду с другими странами принимать решения о судьбе ледового континента. 

На снимке: российско-белорусский экипаж на Южном полюсе согревался песнями под баян и гитару. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter