Их знали только в лицо

За годы войны белорусские чекисты выявили 22 вражеские разведшколы

В годы войны чекисты создали на оккупированной территории Беларуси невидимый фронт (Окончание. Начало в № 116,117)

Один среди врагов

Очень непростой была работа наших разведчиков во вражеском тылу, часто она сопрягалась со смертельной опасностью. Знакомый чекист, испытавший все это на себе, рассказывал мне:

— На фронте ты знаешь, где враг, к тому же рядом с тобой твои командиры, боевые друзья. Совсем иное в тылу врага, особенно если выполняешь разведывательную задачу. Ты один среди врагов, и порой просто невозможно определить, что тебя ждет через час, через день. Под какой личиной маскируется враг. Иногда идешь на отчаянный риск. А что поделать? И так постоянно, пока не выполнишь задание и не вернешься к своим. Порой нервы напряжены до предела, но в то же время необходимо полное самообладание, холодная голова, точный расчет, чтобы мгновенно принять единственно правильное решение. Малейшая оплошность может погубить и тебя, и порученное тебе дело. Белорусские чекисты в жестокой схватке с противником показали, насколько они сильные духом, храбрые и мужественные, опытнейшие профессионалы, беззаветно преданные своей Родине.

Что можно добавить к этим словам? Ежедневной реальностью для наших чекистов стала постоянная борьба с опытным, коварным и безжалостным противником – гитлеровскими спецслужбами. Готовясь к развязыванию мировой войны, главари нацистской Германии объединили специальные и карательные органы страны в единую систему, подчиненную одному центру. Им стало Главное управление имперской безопасности (РСХА). Под его «крылом» собрались гестапо, СД, уголовная полиция и другие службы. Задачей СД на оккупированных территориях являлось беспощадное подавление всякого сопротивления гитлеровскому режиму.

Поединок с абвером

Кроме того, в тылу немецко-фашистских войск действовала специальная служба вермахта – абвер. Состояла она из трех управлений: разведки, контрразведки, а также диверсий и террора. В мае 1941 года для централизации разведывательной, контрразведывательной и диверсионной работы против СССР в недрах абвера был сформирован штаб «Валли». Он руководил абверкомандами, а также группами экономической разведки. Из 130 команд и групп абвера и СД почти четверть действовала на оккупированной территории Беларуси.

В 1942 году при штабе «Валли» создается «Зондерштаб-Р». Основными его задачами являлись разведка и разложение партизанских отрядов, выявление лиц, связанных с партизанами и подпольщиками. Резидентуры «Зондер-штаба-Р» действовали в одиннадцати городах нашей республики.

Однако гитлеровские захватчики были не в состоянии подавить борьбу белорусского народа. Поэтому они прибегали к таким вероломным и циничным методам, как доставка через свою агентуру отравленных табака и медикаментов в партизанские отряды, распыление отравляющих веществ с самолетов. Широко практиковалось этой службой и создание лжепартизанских отрядов для подрыва доверия населения к народным мстителям. В то же время активно работали и контрразведывательные подразделения, действовавшие при армейских группировках. Тесно контактируя с СД, абвер передавал ей данные на подозрительных лиц. Излюбленным методом фашистской контрразведки была провокация. Гитлеровские агенты часто выдавали себя за советских разведчиков, переброшенных через линию фронта для выполнения специальных заданий, или за представителей партизанских отрядов.

«Смерть шпионам!»

Разведывательные, контрразведывательные и карательные органы фашистов действовали профессионально и четко. Удивляться не следует: они использовали большой опыт борьбы с движением Сопротивления в странах Западной Европы. Создали многочисленные школы по подготовке своей агентуры и к середине 1942 года начали массовую засылку шпионов и диверсантов в ряды народных мстителей. В этих условиях сотрудники органов госбезопасности уделяли особое внимание укреплению партизанской разведки и контрразведки. Кадры для этой работы черпались из числа сотрудников спец-отрядов и групп НКГБ. В партизанских отрядах Витебской области, например, работало более 60 человек. С мая 1942-го по январь 1943 года только на участке действий партизанской бригады М.Ф. Бирюлина они выявили и разоблачили свыше 100 гитлеровских шпионов. Всего же к моменту освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в партизанских органах разведки и контрразведки было занято более 500 чекистов. Их усилия, опыт и высокий профессионализм позволили партизанам эффективно противостоять подрывным мероприятиям фашистских спецслужб и во многом предопределили успешность борьбы в тылу врага.

Другое важное направление деятельности – выявление устремлений вражеских спецслужб и проникновение в их подразделения и шпионско-диверсионные школы. При этом наши чекисты использовали различные формы и методы, но, как правило, успеха добивались там, где наибольшее внимание уделялось работе с агентурой. Лишь один конкретный пример. В апреле 1942 года в Катынскую разведшколу абверкоманда-103 были удачно внедрены две девушки. Им удалось добыть ценные данные о преподавательском составе, программах обучения, приметах будущих шпионов и районах их заброски. После тщательного, терпеливого изучения был завербован и переводчик этой абверкоманды. Он добывал сведения об агентуре противника и помог предотвратить провалы многих наших подпольщиков.

Наш агент Жук в СД

В некоторых случаях удавалось внедрять свою агентуру непосредственно во вражеские службы. Что и говорить, работа долгая, напряженная, кропотливая, требующая не только большого опыта и профессионализма, но и таланта. Так, разведчики спецотряда «Боевой» длительное время искали подходы к подразделению СД в Молодечно. Наконец в результате сложной оперативной комбинации агенту Жуку удалось проникнуть в это подразделение. Он получил очень важные для нас сведения о 12 осведомителях, сообщавших гитлеровцам о каждом шаге местных подпольщиков. А в ряды агентуры полиции безопасности и СД в Вилейке успешно внедрился агент Маляров, добывший информацию о 39 предателях и фашистских пособниках.

Всего же за годы войны белорусские чекисты выявили на территории республики 22 вражеские разведшколы, вскрыли 36 резидентур. Разоблачили шесть с половиной тысяч агентов противника, уничтожив из их числа свыше восьмисот.

Впрочем, никакие цифры не могут дать полного представления о том, насколько опасную и напряженную борьбу вели наши разведчики, партизаны и подпольщики с коварным и безжалостным врагом. Это была война. Это был еще один фронт – без номера и обозначений на картах линии соприкосновения с противником. Чекисты действовали там и тогда, где их помощь была крайне необходима. Эти бойцы без страха и упрека, в силу особой специфики их деятельности, не шли в 1945-м по Красной площади под победным знаменем. Но они сделали все для разгрома фашизма и освобождения нашей Родины.

В последующих публикациях, уважаемые читатели, наша газета расскажет много интересного, что долгое время хранилось под грифом «Секретно». Перед вами предстанут образы настоящих героев невидимого фронта, вписавших важные страницы в героическую эпопею нашей Родины.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter