На 80% мировой рынок растет за счет игрушек по мотивам мультиков

Игры с брендом

На 80% мировой рынок растет за счет игрушек по мотивам мультиков
Детство и игрушки — понятия в принципе неразделимые. Причем вторые — не просто веселые атрибуты поры взросления, но и ее необходимые элементы, замечают врачи: развивают мелкую моторику, позволяют ребенку познавать окружающий мир... Исправно работает на маленьких покупателей и отечественная индустрия: только кукол в прошлом году было выпущено 154.400, пик же их производства за последнюю пятилетку пришелся на 2012–й — 239.000. А вот игрушек, изображающих животных или других существ, согласно статистике, в минувшем году выпустили 680.500 штук, хотя еще в 2011–м цифра была за миллион. Производство же других детских игрушек, куда по воле статистики попали и игрушечные музыкальные инструменты, последнее время более или менее стабильно — около 23 миллионов. И вопрос скорее не в том, много это или мало. А в том, насколько мы вписываемся в мировые тенденции. Ведь многомиллиардный игрушечный бизнес долгие годы исходит из важнейшего постулата — хорошо продается то, что дети видели на киноэкранах или по телевизору. На 80% этот рынок растет благодаря именно узнаваемым персонажам.


Фото  Александра  Митюкова.

Причем стоимость товара по бренду на 23% выше обычной. Производители игрушек и создатели мультфильмов, особенно на Западе, работают в теснейшей связке. Пример буквально перед глазами. Чуть больше месяца прошло с премьеры «Тайной жизни домашних животных», а в магазинах уже появляются узнаваемые мультяшные образы, в сети ресторанов быстрого питания их предлагают в детских наборах... Освоили ли отечественные производители такую беспроигрышную на первый взгляд работу по лицензии?


Фото БЕЛТА

На выпуске кукол специализируется единственное в стране предприятие «БелКукла». Но ассортимент из нарядных барышень, в том числе в народных костюмах, кукол–младенцев и даже стилизованных представительниц различных профессий, за счет лицензионной продукции пока не расширяют, объясняет директор УП «БелКукла» ОАО «Актамир» Валентина Тухто:


Фото БЕЛТА

— После переговоров с российскими представителями оказалось, что лицензия стоит больших денег. К тому же после ее получения необходимо было бы изготовить оснастку для производства новых кукол, а это очень сложно и затратно. Поэтому мы предлагаем большой ассортимент классических кукол, но, конечно, отслеживаем актуальные тенденции. Добавляем современные аксессуары, новые варианты платьев, расширяем выбор тканей, из которых они шьются. Но к вопросу с лицензией надеемся в будущем вернуться.

Тем не менее до 40% продукции «БелКуклы» идет на экспорт, значит, классические куклы все еще в моде. Тем временем кобринское «Полесье», известное своими конструкторами, предлагает таковые с героями российского мультфильма «Смешарики». Серьезнейшая преграда на пути к производству по лицензии — стоимость вопроса, замечает специалист по экспорту и маркетингу ООО «Телефорс» (торговая марка Woody) Наталья Захарнева:

— Лицензионные соглашения, как правило, подразумевают роялти с цены на полке — обычно это около 30%. То есть в сравнении с небрендовой игрушкой стоимость сразу увеличивается на треть, что особенно чувствительно, если игрушка и так дорогая. Наше производство деревянных игрушек изначально очень затратное, ведь нужны натуральные материалы, и трудоемкое, поскольку используется лазерное оборудование, — из этого складывается конечная цена. Мы просто не можем позволить ее поднять за счет лицензионных отчислений. Поэтому используем собственные, чаще всего сказочные образы — они неизменно пользуются популярностью. Большинство наших игрушек еще и развивающие: их нужно собирать, раскрашивать, разыгрывать постановки — в коробке со «сказочным» набором идет и сценарий.

Примерно 50% товаров под маркой Woody отправляются на экспорт — покупатели хорошо понимают: для детей, особенно маленьких, нет ничего лучше натурального дерева без всякой химии. Интересно, что в выпущенную весной 500–тысячную игрушку на предприятии был вложен сертификат на подарок, который всплыл аж в Германии.

Настоящий же отечественный рекордсмен в выпуске игрушек по лицензии, похоже, — СООО «Волшебный остров», продукция которого чаще всего известна покупателям под маркой Fancy. Здесь импровизируют не только с наследием «Союзмультфильма» — больше всего внимания достается Чебурашке, но и с классическими образами Диснея — Винни Пухом, Микки-Маусом, Гуфи, мультсериалами «Симпсоны» и Adventure Time. Также делают наборы для творчества по мотивам «Губки–Боба» и «Черепашек–ниндзя» — они представлены под маркой Genio Kids. Игрушки по «Союзмультфильму» в основном производятся у нас, на «Симпсонов» компания оставляет заказ в Китае, а вот творческие наборы — это вновь отечественное производство. Работа с лицензиями на предприятии налажена давно, уточнил директор по маркетингу СООО «Волшебный остров» Петр Балабанов:
— Игрушки из серии «Союзмультфильм» мы выпускаем более 7 лет, особых проблем в получении лицензии не было. Постепенно расширяли линейку лицензионной продукции за счет западных известных брендов. Говорят, что реклама — двигатель торговли, значит, если дети видят на экранах телевизоров мультгероев, то они и захотят их купить в виде игрушек. Существуют как игрушки на все времена, например, кубики, так и новые, более интересные, стимулирующие развитие ребенка. Например, в одном из наших наборов для творчества по лицензии есть игрушка, которая принимает нужную форму после погружения в воду. Через несколько дней она «высыхает», и процесс можно повторить. Это одновременно и игра, и стимул к совместному времяпрепровождению родителей и детей, и возможность для ребенка познать что–то новое.

КСТАТИ

Игрушек и сувенирной продукции по мотивам серии мультфильмов Диснея «Тачки» во всем мире продали на 10 млрд долларов. Еще 5,3 млрд принесла лента «Холодное сердце» — особым спросом пользовались куклы, изображающие главных героинь. Не меньше чем на 3 млрд было продано и игрушек из «Трансформеров» — кстати, именно пластмассовые роботы положили начало успешной серии мультиков и полнометражных фильмов, а не наоборот.

Картинка с натуры

Магазины: кто на полках фаворит?


В минском ЦУМе на откуп ребятне отдан целый 3–й этаж, сплошь занятый детскими товарами. Ассортимент настолько велик, что у заместителя заведующей секцией «Детский мир» Ольги Полещук едва ли не поминутно спрашивают совета, пока она раскрывает нюансы «игрушечной» торговли:

— Зачастую с ходу просят указать на белорусскую продукцию — ее знают и ей доверяют, многие родители помнят ее еще из своего детства. Доля отечественных игрушек в ЦУМе доходит до 70%, они представлены в полном ассортименте — это и конструкторы, и замечательные куклы, и плюшевые, и пластмассовые изделия, и развивающие наборы.


Виктория с Максимом на день рождения четырехлетней племяннице выбрали внушительных размеров конструктор «Полесье». Специально выбирали отечественное?

— Просто конструктор понравился — большие яркие кубики, много деталей. Хорошая фантазия была у того, кто его придумал, — здесь можно целую ферму собрать с кучей животных, амбаром, изгородью. Имениннице тоже должно понравиться — она любит играть с кубиками, хотя чаще всего собирает не по инструкции, фантазирует.

Пока не по годам серьезный Ваня никак не хочет вылезать из приглянувшегося гоночного болида, пластмассового и педального (тоже, кстати, отечественного производства), маленькая Лера Сорокина, по словам мамы Натальи, ищет на полках полюбившихся героев мультиков «Винкс», «Понивилль», «Щенячий патруль». Да, кажется, обыкновенные пластиковые самосвалы и безымянные плюшевые львы с бегемотами нещадно теснимы игрушками по мотивам известных западных и российских анимационных фильмов. Вот рядом с типичной «Монополией» стоит настольная игра с теми же правилами, но в стилистике и с героями мультфильма «Холодное сердце». Сравнив цены, заодно можно оценить доплату за бренд — не такую уж маленькую. Гуляющие по отделу дети то и дело указывают с восторгом на свинку Пеппу, Барта Симпсона и Патрика из «Губки–Боба». У последнего, продающегося под торговой маркой Fancy, оказывается белорусская прописка, а вот Барт, хотя и козыряет той же биркой Fancy, уже произведен по заказу в Китае. Такой родной образ Чебурашки — тоже отечественного производства. Дети сегодня все чаще просят купить то, что знакомо по телеэкрану, замечает и Ольга Полещук:

— Популярны игрушки по мотивам российских мультсериалов «Фиксики», «Маша и медведь». По «Фиксикам» представлено много развивающих игрушек, ведь и сам мультфильм — развивающий, обучающий. Вообще, нынче большой спрос именно на такие игрушки, чтобы ребенок не просто держал ее в руках, но мог вместе с родителями что–то конструировать, раскрашивать, узнавать...


То же подтвердили и в другой крупной торговой сети товаров для детей: мол, стараемся оперативно закупать игрушки, созданные по мотивам мультфильмов Диснея, регулярно обновлять ассортимент известных мировых брендов — Lego, Hasbro, Mаttel.

А вот двухлетняя белокурая Машенька, нисколько не догадываясь о современной конъюнктуре рынка игрушек, со входа уверенно отправилась к такой же белокурой кукле в пышном малиновом платье. Послышалось «хочу!». Хотя это была самая обыкновенная кукла, а не какая–нибудь мультяшная фея.

akostyukevich@sb.by

Советская Белоруссия № 185 (25067). Вторник, 27 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter