
Ремень, аптечка, огнетушитель
Работу начинаем на улице Калинина. Госавтоинспектор ОГАИ Первомайского РУВД г. Минска капитан милиции Павел Неверовский жезлом отправляет к обочине белый Peugeot. Инспектор представляется, просит документы. Водитель заметно нервничает — почему бы это? Пассажир в салоне пристегнут, это плюс. Бумаги тоже вроде бы в порядке. Таксист уже готов уезжать, как вдруг новый вопрос: аптечка есть? Со вздохом мужчина выходит, открывает багажник. Знак аварийной остановки — пожалуйста. А вот аптечки и огнетушителя нет.— Я только сел на эту машину, даже не знаю, что где лежит. Водителей не хватает, машины постоянно меняем, — начинает оправдываться таксист.
Объяснения не убеждают. Инспектор выносит предупреждение. В первый раз — без штрафа. Но если подобное повторится в течение года, легким испугом уже не отделаться.
Водитель черной «Лады» бодро выходит навстречу, сам предлагает показать все, что нужно. Спешит — на телефоне уже висит новый заказ. Все оказалось в порядке, через минуту авто скрывается из виду. Проезжает еще несколько машин — чисто, без замечаний. Спустя время поток редеет. Таксисты, скорее всего, успели передать друг другу, что в районе идет проверка.
Уже собираемся перемещаться в другое место, как появляется черный Mercedes. Не сразу и поняли, что это такси: на крыше никаких шашечек, по бокам еле заметные золотистые наклейки. Документы в порядке, но к внешнему виду вопросы: опознавательных знаков нет, стекла затонированы. Водителю — предупреждение.
— Неудачно домой ехал, — вздыхает он. — Чуть-чуть осталось. На соседнюю улицу.
Оказывается, автомобиль использовался в личных целях. По новым правилам так делать нельзя.

Мелкие неприятности
Какие нарушения чаще всего допускают таксисты, объясняет начальник управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергей Бабич:— Превышение скорости, игнорирование требований дорожных знаков и разметки, опасное маневрирование, неправильная перевозка пассажиров — это далеко не полный список нарушений, допускаемых водителями такси. Подобные вольности на дороге могут привести к серьезным последствиям и представляют угрозу безопасности движения.
По словам специалиста, встречаются и автомобили с техническими неисправностями, при которых участие в дорожном движении вообще запрещено. Бывает, у водителя нет необходимых документов — например, страхования ответственности перед пассажирами. В таком случае перевозить людей категорически запрещено.
Благодаря профилактической работе ГАИ количество серьезных нарушений снижается. А вот мелких, особенно связанных с ремнями безопасности, по-прежнему хватает.
— За перевозку непристегнутых пассажиров может быть наложен штраф до одной базовой величины. При повторном нарушении в течение года — уже от двух до пяти базовых. Ответственность несут и пассажиры. Хотя многие об этом даже не подозревают, — отмечает Сергей Бабич.Особое внимание — детям. Перевозить ребенка младше 12 лет без удерживающего устройства разрешается только в случае, если его рост превышает 150 сантиметров.
— Родителям стоит подходить к выбору авто с максимальной ответственностью. Если нужно автокресло, обязательно укажите это при заказе. Ведь от вашего решения зависит самое ценное — здоровье и жизнь ребенка, — добавляет собеседник.
КСТАТИ
С 1 ноября 2024 года рынок пассажирских перевозок в Беларуси работает по новым правилам. Внутриреспубликанские перевозки в нерегулярном сообщении, в том числе такси, разрешены только при условии внесения в Реестр автомобильных перевозок пассажиров. В базе должны быть указаны диспетчеры, перевозчики, транспортные средства и водители. Работа вне реестра считается незаконной. Сейчас в реестр включены более 26 тысяч водителей и свыше 20 тысяч автомобилей.