Мировой калийный рынок наконец-то восстановился после шока

Игра серьезного посола

Мировой калийный рынок наконец-то восстановился после шока, которому предшествовал развал совместного белорусско-российского калийного альянса. Речь, правда, идет о продаваемых объемах удобрений, а не о ценах. Они-то как раз докризисного уровня еще не достигли. Теперь, чтобы заработать прежние деньги, производителям приходится поднимать из-под земли объемы руды почти на четверть больше — такова цена стратегии «объемы превыше цены», которую сформулировал «Уралкалий». Ныне, правда, представители этой компании, испытывающей нешуточные финансовые проблемы, кричат о том, что белорусский производитель хлоркалия демпингует, подрубливая тем самым сучок, на котором сидят все остальные производители. Но на это можно сказать лишь одно: Беларусь вынужденно играет по тем правилам игры, которые навязал всем производителям российский гигант, пытавшийся «отъесть» большую долю мирового рынка. И в том, что «Уралкалий» сам загнал себя в ловушку, виноват только он сам.



Результаты, которые продемонстрировали белорусские калийщики в 2014 году, впечатлили даже наиболее скептически настроенных участников рынка минеральных удобрений. Так, Белорусская калийная компания (БКК) отправила за рубеж 9,5 млн. тонн. Расширившаяся география поставок тоже заставляет удивленно приподнять брови — наша соль продавалась в 88 стран мира. Для наглядности достаточно сказать: сегодня на планете каждая пятая тонна калия, которую отправляют в почву аграрии, — белорусского производства.

Так что не стоит удивляться, что успехи «Беларуськалия» костью в горле становятся у основных конкурентов, особенно у российского производителя, чьи производственные проблемы и, как следствие, ослабление рыночных позиций приводят к понижению стоимости акций и недовольному ропоту инвесторов. Прошлый год «Уралкалий» закончил, как и наш производитель, с рекордной добычей минеральных удобрений (около 12 млн. тонн), но вот перспективы повторить трудовой подвиг в 2015 году сведены к минимуму. Подтопление на руднике в Соликамске, где в ноябре 2014 года произошла крупная авария, позволяет говорить о том, что компания потеряет примерно миллиард долларов в виде ежегодной прибыли и 17% своих прежних объемов добычи.

Разумеется, в «Уралкалии» продолжают сохранять хорошую мину при плохой игре и говорят, что вернутся к проблеме рудника «Соликамск-2» по весне, когда растают снега и закончится половодье. Однако ученые категоричны: приток воды там сейчас составляет примерно 500 кубометров в час и остановить его никак нельзя. Так что вероятность полного затопления рудника остается очень высокой.

Неудивительно, что «Уралкалий» пытается в таких условиях отвлечь внимание общественности от своих финансовых неудач, для чего ищет внешнего врага. На этот раз, развязывая очередную информационную войну и обвиняя конкурента в «неправильных действиях в Китае». Китайский рынок для производителей калия можно назвать стратегическим. От того, по какой цене в начале года будет приобретать хлоркалий это государство, зависит и общее состояние рынка, и его конъюнктура, и цены. Сейчас тенденция «повышательная», но при этом ситуация очень шаткая — каждое движение игроков на китайском рынке может склонить чашу весов в одну или другую сторону.

Комментарии на «китайскую» тему поставщики давали еще в ноябре. Уже тогда со стороны «Уралкалия» в адрес БКК прозвучали первые обвинения в «заваливании рынка дешевым калием». Это вызвало удивление экспертов: цена в КНР ведь одинакова для всех, никто не может ее завысить или занизить. Тем более что все диктуется буквой контракта, а БКК поставляет калий в Поднебесную строго в соответствии со своими обязательствами. Если посмотреть на итоги четвертого квартала прошлого года, становится очевидно: кто-то мутит воду. Наибольшие объемы поставок в КНР продолжает реализовывать именно «Уралкалий». По данным таможенной статистики КНР, опубликованной на сайте GTIS, российский производитель поставил за последние три месяца 2015-го на этот рынок около 910 тыс. тонн. В то же время поставки БКК были скромнее — около 630 тыс. тонн. За один только октябрь «Уралкалий» экспортировал на китайский рынок почти полмиллиона тонн калия, а белорусский трейдер — только 143 тыс. тонн. Так что еще вопрос, кто «заваливает» китайский рынок калием.

Пристальное внимание «Уралкалия» к деятельности БКК больше напоминает попытки переложить проблемы с больной головы на здоровую. В 2013 году российский производитель ушел, громко хлопнув дверью. Разрывая действовавшие с «Беларуськалием» договоренности и принимая сразу после этого решение преследовать стратегию «объем превыше цены», компания оставляла после себя лишь выжженную землю. Неизбежным результатом его единолично принятых действий стало ужесточение конкуренции и агрессивное ценообразование на всех международных калийных рынках. Но был ли готов «Уралкалий» к тому, что пущенная в самостоятельное плавание БКК сможет успешно реализовать экспортную стратегию? Регулярные попытки «демонизировать» белорусского производителя калийных удобрений и его трейдера свидетельствуют об обратном.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter