Игра по правилам

Чего не хватает инвестору для желания работать в Беларуси?

В последнее время наблюдается положительная динамика поступления иностранных инвестиций в белорусскую экономику

Недавно закончил свою работу Белорусский инвестиционный форум. Это мероприятие во властных верхах воспринимают как главный повод заявить об экономическом потенциале Беларуси и, по возможности, сыграть на чувствах потенциальных инвесторов, которые, может быть, и не решались до этого вложить свои деньги в предприятие, но после ряда доводов смогут отбросить сомнения. Мероприятие завершилось, но ответ на главный вопрос «Чего именно не хватает инвестору для того, чтобы он действительно хотел работать в Беларуси?» продолжает звучать.

За первые три квартала нынешнего года в экономику страны было вложено Br 103,6 трлн. инвестиций в основной капитал, то есть темп роста составил 87,2 %. Если посмотреть на данные официальной статистики, то становится очевидным: в Беларуси налицо общий спад инвестиционной активности. Эксперты связывают это с ужесточением в стране денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, а также сокращением кредитования госпрограмм. Последний момент наиболее острый. Как подсчитали специалисты, за последние пять лет доля бюджетных средств в источниках финансирования инвестиций составляла примерно 21,9 %, что заметно выше, чем в странах-соседях, обладающих гораздо большим потенциалом бюджетного стимулирования инвестиционной деятельности. К примеру, в России этот показатель составил 14,4 %, в Казахстане — 18,7 %. В таких условиях совсем не удивительно, что государство изо всех сил будет стараться переориентироваться на привлечение иностранных инвесторов, а также стараться стимулировать на реинвестирование тех, кто уже работает на белорусском рынке.

В профильных ведомствах отметили: в последнее время динамика поступления иностранных инвестиций в белорусскую экономику наблюдается положительная. Если апеллировать к цифрам, то за 2006—2011 годы приток ПИИ на чистой основе увеличился в 36 раз. При этом иностранный бизнес все чаще решается на открытие у нас своих предприятий: за последние четыре года количество зарегистрированных в нашей стране иностранных компаний возросло на 40 %. Однако даже такой рост для нормального функционирования национальной экономики явно недостаточен.

«Постоянно проводимые нами опросы коммерческих организаций по параметрам инвестиционной среды позволяют оценивать динамику настроений и проблем», — отметил в ходе заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям министр экономики Николай Снопков. К таковым, по его словам, респонденты относят бюрократию, недостаточное внимание государства к условиям деятельности малого бизнеса, а также непременное условие участия иностранного инвестора в приватизации. «При этом существуют и некоторые проблемные вопросы и в работе инвесторов, — парировал министр. — Среди них такие, как нетщательная проработка инвестиционного проекта на этапе его создания, а также недостаточное внимание к вопросам выбора источников финансирования проекта, что в совокупности приводит к таким негативным последствиям, как срыв сроков или даже полный отказ инвестора от реализации инвестиционного проекта».

«Самый главный вопрос, который всегда задает иностранный инвестор, — это как обстоят дела с предсказуемостью условий на том рынке, где он хочет работать, — говорит председатель РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» Александр Швец. — А вопросы предсказуемости — это, как я считаю, у нас одни из проблемных. Вроде бы в стране есть соответствующее законодательство, но определенные вопросы собственности могут быть трактованы совершенно по-разному, и инвестор этого боится и закладывает свои опасения в риски». По словам эксперта, еще одна черта, которая основательно портит кровь инвестиционной политике страны, — это макроэкономическая ситуация в стране. Две девальвации не прошли для Беларуси даром, сейчас в иностранных компаниях пристально наблюдают за ситуацией на валютном рынке, за торговым балансом. «Любой инвестор тщательно считает цифры, он видит риски, оценивает их в денежном эквиваленте и сильно задумывается: еще подождать или, чтобы не потерять время, вкладывать? Таких вот «наблюдающих» сейчас очень большое количество. Это, естественно, потенциал нашей страны и наша задача, как правительства, так и делового сообщества, инициировать те изменения, которые позволили бы иностранному бизнесу из числа колеблющихся перейти в инвесторы. Но пока сделать это без стабилизации макроэкономической ситуации сложно. Единственный инструмент — персональные гарантии высших должностных лиц», — объясняет Александр Швец.

Впрочем, именно этот контекст был основополагающим на VII Белорусском инвестиционном форуме. Инвесторам старались гарантировать не просто самые лучшие условия для ведения бизнеса, но и особо подчеркивали: все спорные вопросы собственности, если таковые возникнут, государство намерено решать в пользу западного капитала. На Западе такого рода гарантий нередко хватает для того, чтобы иностранный инвестор принял решение вкладывать в экономику страны.

Работая с зарубежными инвесторами, государство невольно обходит стороной инструментарий и возможности создания благоприятной инвестиционной среды для национального малого и среднего бизнеса. Как ни удивительно, но крупный иностранный бизнес также склонен видеть в этом своеобразный негативный для себя индикатор. Как показала практика многих соседних государств, следует идти параллельным путем потому, что на «малых» примерах крупные инвестиционные институты расставляют свои маркеры безопасности и в итоге принимают положительное решение работать в стране.

«Основной посыл проводимых правительством реформ состоит в том, чтобы сосредоточить усилия на решении «узких вопросов» в инвестклимате Беларуси. В числе озвученных недавно новшеств фигурируют, в частности, такие как совершенствование порядка приобретения недвижимости и земли, изменение порядка оценки объектов недвижимости, упрощение процедуры вхождения инвестора при банкротстве организации путем введения упрощенного порядка передачи ему такого объекта. В Минэкономики также анонсировали совершенствование гражданских правоотношений в инвестиционном законодательстве. Ожидается, что в ближайшее время в Гражданский кодекс будут включены прогрессивные нормы, направленные на пресечение недобросовестного поведения, защиту законного и добросовестного владения, защиту прав собственности добросовестных приобретателей и инвесторов, выплату инвесторам при изъятии объекта инвестиций компенсации затрат в размере их справедливой стоимости и др. В Минэкономики считают, что такие мероприятия не столько должны существенно улучшить инвестиционный климат в республике, сколько радикально изменить стиль и методы работы с иностранными и отечественными инвесторами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter