Игра не в одни ворота

Коллегия Минторга обсудила взаимоотношения ритейла и производителей

На итоговой коллегии Министерства торговли обсуждали взаимоотношения ритейла и производителей

Познав все прелести прошлогодних экономических колебаний, сфера торговли все-таки выстояла. И хотя не выполнила прогнозный план по привлечению иностранных инвестиций, но не допустила снижения товарооборота. В прошлом году он вырос на 7,1 %, хотя реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились только на 0,1 %, как свидетельствует Белстат.

Словом, в 2011-м население активно использовало «заначки», запасаясь под завязку товарами с длительными сроками хранения. Чтобы нарастить объемы продаж в этом году, придется постараться, проявить повышенную обходительность к покупателю и его потребностям. О способах и механизмах стимулирования потребительского спроса и шел разговор на итоговой коллегии Министерства торговли, в работе которой приняли участие заместитель премьер-министра Сергей Румас и председатель Правления Белкоопсоюза Сергей Сидько.

Особенность этого года — жесткий акцент на экономии валюты. Еще раз об этом напомнил Сергей Румас: «Основные критерии оценки работы в этом году — объем привлеченных иностранных инвестиций на чистой основе и положительное внешнеторговое сальдо». Благая стратегическая задача, но как ее выполнить, не «обвалив» объемы розничного товарооборота и ассортимент продукции на прилавках? Потребительский рынок в последние годы активно увеличивает аппетиты на иностранные деньги. Первый заместитель министра торговли Александр Забелло привел цифры: в 2009 году импорт потребительских товаров составил 4,6 млрд. долларов, а в минувшем — около 7 млрд. Даже девальвация не «убила» спрос на иностранную продукцию. И винить торговлю в такой структуре продаж не совсем корректно.

Одна из проблем, которую обозначали представители Министерства торговли, — сложно найти общий язык с производителями белорусских товаров. Как отметил Александр Забелло, из 600 импортозамещающих товарных позиций отечественная промышленность приняла в «разработку» только 79. При этом поставщики отечественных товаров регулярно ухудшают финансовые условия для торговых организаций, сокращая отсрочки платежа. Понятно, что по производителям тоже ударили девальвация и инфляция, в разы подорожали кредиты, ухудшились другие условия. Но торговые организации не волшебники, чтобы выровнять в одиночку ситуацию и сохранить полки за родными товарами. Тем более что иностранные компании рвутся в бой и, реально оценивая все сложности внутреннего рынка, идут на уступки. В том числе увеличивают отсрочки платежей. «В прошлом году только четыре предприятия прислали описания своих новых товаров, — констатировала начальник управления торговли и услуг Минского облисполкома Татьяна Абляк. — К сожалению, белорусские компании вспоминают про необходимость продвижения своих товаров только тогда, когда у них заполнятся склады».

Также сохраняется некоторое непонимание в структуре поставок. Заявки на ходовые товары отечественная промышленность далеко не всегда полностью удовлетворяет, переориентировавшись на экспорт. Конечно, хватает «неликвида», который «непроходной» на зарубежных рынках, но не особенно пользуется популярностью и у отечественного покупателя. Да и торговле такая продукция приносит только головную боль и убытки. Представители Министерства торговли непрозрачно намекали: отрасли необходим нормативный документ, который бы определил первоочередность поставок для предприятий-производителей.

Сергей Румас признал: диспаритет цен с соседними странами — актуальная проблема, которую правительство будет решать. Что касается взаимоотношений с производителями, то заместитель премьер-министра выразил четкое собственное мнение по этому вопросу: он не сторонник использования административного ресурса — субъекты хозяйствования сами должны договариваться и искать взаимовыгодные формы сотрудничества. «Если не будет обоюдного интереса, система никогда не станет жизнеспособной: как только исчезнет давление, она умрет», — вынес свой вердикт Сергей Румас.

Словом, обозначилась проблема кардинального перехода на новые формы работы и взаимодействия торговли и производителей. Сергей Румас отметил: была некогда идея создавать промышленно-торговые группы, но своего воплощения она не нашла. Видимо, необходимо отрабатывать другие варианты. Правда, времени для размышлений осталось не очень много: с развитием Единого экономического пространства в Беларусь будут активнее приходить иностранные игроки, и отечественной торговле, да и производителям, необходимо готовиться к обострению конкуренции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter