О бытовом лицемерии

Игра на нервах

После деревни Минск кажется невероятно огромным. Дома высоченные, улицы широкие и шумные, заполненные автомобилями, а людей много–много. И все такое любопытное, как новое. Наблюдательность сама собой просыпается. Ну, это все лирика, а вот, собственно, и история, подсмотренная в центре города.

Идет дождь, ветер иногда листья швыряет, мокрые и желтые. Асфальт блестит. Автобусная остановка рядом с площадью Победы, на улице Киселева. Люди, и я вместе со всеми, ждут автобус № 18, спиной к ветру, как пингвины на льдине, поворачиваются, на площадь поглядывают, не едет ли... Рядом со мной парочка — мужчина и женщина. Они немного нервные, возбужденные. Лет им чуть за сорок. Выглядят типично, ничего особенного. Он смотрит на часы и бурчит довольно громко: «Черт, уже на семь минут автобус опаздывает!» Она вытаскивает из кармана куртки смартфон, стирает с экрана каплю дождя и поправляет: «Не на семь минут, а на девять! Размечтался, это тебе не Германия, где автобусы минута в минуту приходят». Мужчина передергивает плечами, кривится, достает из кармана пачку сигарет, но передумывает и говорит: «Никогда порядка не будет... И дождь задрал. Говорили, что кратковременный, а он уже целый день лупит!»

Появляется автобус, плавно подъезжает, открывает двери. Несколько человек выходят, а все стоявшие на остановке дружно и торопливо заполняют салон. Я, пробив влажный талончик, оказываюсь рядом с нервной и нетерпеливой парочкой.

— Почему так холодно, черт подери, он что, не может кондиционер включить? Привыкли на людях экономить! В кабине, небось, тепло, себе включил печку, а мы тут дрожать должны... — говорит мужчина.

— Не Германия! Едет, как на похороны, неужели нельзя быстрее... Слышишь, как здесь воняет? Они что, не моются? — бурчит остроносая женщина.

— Ни в автобусе, ни в домах, черти, отопление включить не могут... Надоело все, задолбало! — шипит мужчина и вертит головой, на цыпочки привстает.

— Размечтался, включат они тебе, а потом догонят и еще раз включат! — остроносая извлекает из кармана смартфон, тупо смотрит, водит по экрану одним пальцем. — Блин! Слышишь, деньги кончились на телефоне, я уже в минусе!

— Меньше трындеть с подружками надо... Тебе сколько ни положи, ты все равно в минусе! Ну что он плетется, как пленный таракан?! — возмущается спутник.

Вдруг мужчина пригибается, втягивает голову в плечи, хватает спутницу за локоть, тащит к двери:

— Блин, ты что, не видишь, контролер идет, курица слепая!

Расталкивая пассажиров, нервная парочка пробирается к двери и успевает выскочить на остановке...

Смотрю в окно на дома частного сектора, над которыми нависают многоэтажки. В садах еще желтеют в мокрых листьях яблоки и груши. Автобус едет спокойно, будто плывет... Предъявляю свой талончик улыбчивому, но уставшему контролеру. Он благодарит, проходит к задней площадке. Разговаривает с пожилой парой. У него в руках лопата с красным черенком, а у нее — саженцы, вставленные корнями в белый пакет. Смотрю вперед, боясь пропустить нужную остановку. На площадке у передней двери замечаю остроносую женщину и ее всем недовольного кавалера. Они умудрились провести контролера и опять чем–то возмущаются.

«Да, Минск — не Германия!» — вспоминаю несколько раз услышанную фразу. А потом — как на деревенской остановке за четверть часа до появления автобуса собираются пассажиры. Они говорят о том, что все дорого, что дождь надоел, что ходить приходится в резиновых сапогах... Что в поликлинике будет очередь, а на местном базаре может не оказаться банок и крышек... Но при этом они заблаговременно готовят деньги, старательно пересчитывая монетки, чтобы водителю не надо было тратить время на сдачу. Им и в голову не приходит проехать и не заплатить.

Вроде те же люди, но как два разных мира. Водители местных автобусов улыбаются своим пассажирам, со многими знакомы, шутят... Запомнилось, как деревенская нарядная бабулька, поздоровавшись и предъявив пенсионное удостоверение, положила перед водителем три желтые груши: «Тебе ж, деточка, еще до ночи ездить, бери–бери, смачные!» Водитель улыбнулся, и маленький автобус поплыл сквозь осень и дождь в райцентр.

ladzimir@источник
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter