О моде передавать друг другу прокомпостированные талоны

Этюд о талоне

Уже много раз становился свидетелем одной и той же сцены. Останавливается автобус № 100, курсирующий по главной улице Минска. Большой, удобный, как правило, новый. Пассажиры покидают салон. И в этот момент происходит сцена дарения. Какая–нибудь женщина довольно бодрого вида, приятная во всех отношениях, предлагает прокомпостированный талончик парню или девушке. «Берите–берите, я уже приехала, а вы можете дальше ехать», — участливо говорит. Видел и мужчин, избавляющихся от одноразового проездного документа таким же образом.


Молодые люди, а иногда и не очень молодые, талончики берут, благодарят и с улыбкой в автобус заходят. Едут и о своем болтают, в телефоны глядят, конспекты читают. Иногда сцена дарения происходит прямо в автобусе. А некоторые, видимо, немного стеснительные пассажиры берут и оставляют пробитый талончик на сиденье или к влажному оконному стеклу приклеивают. Эти нехитрые манипуляции всем давно знакомы, никого не удивляют и не напрягают. Видел, как девушка, взявшая талон у «Дома печати», вручила его модному парню на «Октябрьской». Из рук в руки.

Дальнейшую судьбу проездного документа я не отслеживал. В принципе, какая разница, сколько человек им воспользовались? Ведь не прописано, сколько остановок ты по нему можешь проехать. Впрочем, раньше было проще. Нравится — войди в автобус утром и целый день, не покидая салон, катайся по городу. Как говорят: «Туда–сюда–обратно». Та же песня и с трамваями–троллейбусами. А теперь не получится круги нарезать: современные компостеры умные, время исправно отбивают...

Как–то сердитый пассажир с портфелем рыжим, на чиновника похожий, добрую женщину упрекнул, сказал, что нельзя так делать. В ответ же услышал, что у него, наверное, нет детей и внуков, что он жадный, а в придачу — злой! Что пусть лучше бедный студент купит себе за сэкономленные деньги шоколадку или пирожок с повидлом. Гражданин с портфелем попробовал поспорить, но потом смутился, пробормотав, что у этих студентов мобильники по 500 долларов, а талончик сущие гроши стоит. Сказал, но тут же покраснел, отвернулся и быстренько удалился по улице. Никто его не поддержал, ни одним словом.

Я потом в этом автобусе ехал и слушал, что все правильно и государство не обеднеет из–за какого–то там талончика. Вон, дескать, и у учителей скромные зарплаты, и у врачей, и водители не барствуют. И вообще, никакой это не обман, а простая человеческая взаимовыручка. Люди ведь должны помогать друг другу!

С троллейбусом, трамваем и автобусом трюк с пробитым талончиком работает, а попробуйте провернуть его в маршрутном такси. На выходе отдайте билет понравившемуся молодому человеку или девушке. Скажите, что может спокойненько ехать дальше. Ведь стоит билет на маршрутку, что от Минска до Полоцка, что до Бегомля, одинаково. Представили выражение лица водителя? Тут взаимовыручка не сработает ни разу. Да и пассажиры почему–то заступаться не станут, заботы и участия не проявят, а посмотрят как на халявщика. Это в лучшем случае... Хотя ситуация зеркальная, как и в городском автобусе, отличие, по большому счету, только в одном — в стоимости билета.

Кстати, о водителях маршруток. Они ездят быстро, но иногда, после того как поговорят по мобильнику, скорость сбрасывают. У них тоже взаимовыручка. Они сообщают друг другу о машинах ГАИ, появляющихся на трассе.

— Вася, ты меня слышишь, на 57–м экипаж в кустах! Да ладно тебе благодарить, мы же люди, должны помогать друг другу, а не спасибо говорить! Давай, пока, счастливо! — говорит строгий водитель, поднимая на лоб темные очки и мягко притормаживая...

Я вхожу в желтый городской автобус, компостирую талончик, проезжаю свои 5 остановок. Выхожу с квитком в руках. Можно отдать студенту–студентке, вот они уже идут к двери, государство не обеднеет. Ведь не обеднеет?

ladzimir@tut.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter