Игра на интерес

Сборная: снова двойка
Сборная: снова двойка

Накануне первого матча посетивший «прямую линию» с читателями «СБ» главный тренер нашей команды Юрий Пунтус сказал, что даже мысли не допускает о том, что сборная может уступить в двух поединках. Ему очень хотелось верить, что ребята смогут, что они способны, что они не сдадутся. Верили в это и мы. Перед матчем в Минске верили, а потому после итоговых — 0:2 и игры на уровне примитива расстраивались. Верили и перед матчем в Софии...

Мелькнув на прощание родной земле серебристым крылом, Ту–154 взмыл в воздух, чтобы через два часа произвести посадку в софийском аэропорту. Вместо хлеба и соли белорусскую делегацию встретил проливной дождь, сыпавший с болгарских небес, а на выходе из терминала десяток болгарских журналистов с телекамерами и диктофонами, словно охотничьи псы, почувствовавшие дичь, бросились на добычу. Думается, не надо уточнять, кто их интересовал в первую очередь. Взяв в плотное кольцо окружения Александра Глеба и Юрия Пунтуса, журналисты пытали их добрый десяток минут. Глеб назвал слухи о якобы договорном минском матче «полным бредом», сказал, что «очень устал после окончания сезона и не полностью здоров», заявил, что «болгары — фавориты, но нервы вашей команде мы потреплем...» Собственно, не был оригинален в своих словоизлияниях и Пунтус, упиравший на то, что «в Софии сборная сыграет лучше, чем в Минске» и что «ребята настраиваются только на победу». Что ж, во всяком случае, во лжи Юрия Иосифовича не уличишь: в Софии сыграли, пожалуй, действительно лучше, чем в Минске. Только вот утешение это слабое...

Трудно или даже вовсе невозможно почувствовать атмосферу в команде, не проведя с ней ни одного дня. Невозможно предположить, насколько она сплочена, проведя с ней 4 часа в самолете и наблюдая на тренировке или делая записи в блокноте во время игры. Однако не нужно обладать наблюдательностью Шерлока Холмса, чтобы сделать простой вывод, который сам просится на язык: в команде в порядке далеко не все. Об этом говорят сами футболисты, не афишируя, понятно, при этом свое имя. Об этом говорила ехидная улыбка Виталия Кутузова после игры и его реплика с налетом некой даже презрительности в адрес одного из журналистов: «А–а, писатели... Я не буду ничего комментировать, у вас там своих специалистов футбола хватает. А лучше так: напишите, что Кутузов в отпуске...» Явный сарказм с недвусмысленным намеком. Шпилька газетчикам за то, что они позволили себя такую наглость (страшно подумать!), как высказывания в адрес Саши Глеба, решившего накануне спаренных матчей с болгарами недельку отдохнуть на Канарах. К этому, конечно, можно относиться по–разному, и вряд ли Глеб сыграл бы лучше в этих встречах, грейся он не под южным солнцем, а под родным белорусским. Дело не в Глебе, а... А в чем?

Уже не раз говорилось, что футболистов сборной не надо учить. Это профессионалы, и их следует лишь соответствующим образом настроить психологически, досконально объяснить тактическую схему, по которой следует играть, и просто правильно расставить на поле. Тренер в таком случае должен прежде всего обладать непререкаемым авторитетом. Сейчас же складывается впечатление, что каждый предоставлен самому себе. Володя Корытько после первой игры на вопрос: «Почему ты постоянно сваливался со своего фланга в центр?» — не нашел ничего лучшего, как сказать: «А мне показалось, так будет лучше для команды...» Попробуйте себе представить такие слова, например, из уст Аршавина в адрес Гууса Хиддинка, и вы почувствуете разницу. Продолжая тему микроклимата, а ведь глупо спорить с тем, что большие победы добываются только при условии большой взаимовыручки и, как бы банально это ни звучало, семейной идиллии в команде, вспомним хотя бы два характерных момента. Первый — пляжный неторопливый уход с поля Омельянчука в первом матче, когда команда проигрывала и каждая минута была на счету; второй — замена в конце первого тайма Тимофея Калачева в софийском матче. Садясь на лавку, Тимофей о чем–то на повышенных тонах поговорил с главным тренером, а после игры на вопрос: «О чем был разговор?» — только обреченно махнул рукой. Всем своим видом и настроением он говорил, что в следующий раз в сборную может и не приехать. А ведь трудно в этой команде найти игрока более близкого Пунтусу по духу, чем Тимофей. Ведь именно его, Калачева, гол в ворота Чехии в 2003 году вывел нашу «молодежку» в плей–офф чемпионата Европы...

Быстрый гол Романа Василюка, единственного нападающего в первом тайме, воспринялся как некое недоразумение. Казалось, ребята сами не поняли, что произошло. Не поняли этого и зрители, не поняли и болгарские футболисты. Однако очень быстро все стало на свои места. Хозяева явно не рвали жилы, а решили обыграть нас на классе. Что ж, им это вполне удалось. За две игры у ворот Димитара Иванкова было создано столько моментов, исчислить которые проще всего фразой «кот наплакал». Ни Вячеслав Глеб, ни Виталий Кутузов, ни даже всегда настырный Сергей Корниленко яркого впечатления не произвели. Под стать им действовала и средняя линия, а уж о защите было сказано уже, кажется, слишком много, чтобы вновь сыпать соль на раны.

Итак, очередной проигрыш (1:2) и очередное расставание с надеждой выйти в финальную часть чемпионата Европы. Добавить к этому нечего.

Сергей КАНАШИЦ, «СБ».

Минск — София — Минск.

Редакционное послесловие

Известно, что игроки выигрывают матч, а проигрывают — тренеры. Бессмертная футбольная мудрость в данном случае не кажется нам стопроцентной. При всех «про» и «контра» прошедших игр с Болгарией мы хотели бы дать Юрию Пунтусу простенький совет:

— Не опускайте руки!

И немного по поводу искусственного скандала, которым угостила публику одна бессовестная румынская газетенка, заявившая, что некий коммерсант, который «очень дружит с Белорусской федерацией футбола», взял да и «подкупил команду Пунтуса». Честно говоря, наша команда и безо всякого «подкупа» пока не в состоянии добиваться на поле преимущества. Да и, кажется, отвернулась от нее и госпожа Удача. Тем не менее румынские журналисты запустили сплетню с вполне очевидной целью: запятнать нашу федерацию футбола. Жаль, что в Беларуси кое–кто эту сплетню принял за чистую монету и даже попытался растиражировать... Конечно, любые сенсации привлекают внимание, будоражат кровь, но хочется, наконец, чтобы все мы стали более душевными по отношению к такому понятию, как «честь флага», и не клевали на любой бред, которым ежедневно потчуют нас разного рода зарубежные «доброжелатели».

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter