«Амкодор» разрабатывает новые модели импортозамещающей техники и локализует разработку ключевых узлов

Идти своим путем

Санкции подстегнули холдинг «Амкодор» диверсифицировать рынки сбыта и искать новых партнеров. Предприятие нарастило объемы поставок в Россию и продолжает приумножать технический потенциал, чтобы отказаться от покупки импортных комплектующих стратегического характера. Степень локализации продукции предприятия зависит от типа машины. В некоторых моделях она уже достигает 100 процентов. Корреспондент «Р» побывала в научно-техническом центре холдинга и узнала о планах по развитию собственных производств и внедрении высокотехнологичных решений для сохранения лидерских позиций на рынках. 

Сегодня холдинг выпускает более 130 моделей техники.

Вместо чужого — наше

Белорусская машиностроительная отрасль всегда была ориентирована на использование в первую очередь отечественной компонентной базы с применением минимума зарубежных узлов и агрегатов. В условиях санкционного давления стало очевидно: курс верный. Производимая на предприятиях холдинга техника составляет достойную конкуренцию импортной, а некоторые модели даже более высокопроизводительные, причем стоят гораздо дешевле. Например, харвестер FH3061 состоит на 95 процентов из элементной базы, произведенной предприятиями Союзного государства Беларуси и России. 

— Машина предназначена для выполнения рубок главного пользования, — встречает нас генеральный конструктор Научно-технического центра ОАО «Амкодор» Александр Малиновский. — Передний мост однобалочный. Наша конструкция и изготовление на 100 процентов. Еще здесь установлен тандемный мост — такие делают всего две компании в мире, конкретно на лесные машины — одна. Мы третья компания, которая освоила выпуск таких мостов. Раньше покупали мосты у немецкого производителя NAF. Потом они прекратили сотрудничество с нами. К этому времени завершаем испытание тандемного моста нашей разработки. Он подходит для комплектования харвестров и форвардеров. Конструкция уникальная, позволяет эксплуатировать его в тяжелых условиях на лесном волоке. У нас есть шестиколесный форвардер, на котором этот мост уже установлен, проходят эксплуатационные испытания. Работа важная, будем ускоряться. Перед нами поставлена задача — изготовить в июне 12 тандемных мостов. 

Александр Малиновский.

Совместно с «САЛЕО» холдинг работает над гидравлическими компонентами, чтобы продукция на 100 процентов была локализована в Беларуси. К концу года на предприятии планируют получить на испытаниях образцы полностью белорусского производства. 

В 2021-м по программе импортозамещения «Амкодор» разработал две модели гидромеханических коробок передач. Первая рассчитана на мощность до 90 л. с., вторая найдет применение в трансмиссии моделей с более мощными двигателями — до 200 л. с. Помимо собственных гидромеханических коробок передач и мостов для строительной и другой специализированной техники, важным шагом на пути импортозамещения стала разработка кабины на собственной элементной базе, которая полностью соответствует всем международным требованиям по безопасности оператора. Пластик, сидения, рулевая колонка, гидрокомпоненты, компоненты электроники, а также программное обеспечение — все изготавливается предприятиями холдинга и другими белорусскими заводами. 

Под предлогом санкций некоторые поставщики перестали поставлять манипуляторы. Наши машиностроители приняли вызов и разработали свои манипуляторы для харвестеров и форвардеров.

Наши машиностроители разработали свои манипуляторы для харвестеров и форвардеров.

— Полностью наша конструкция, — демонстрирует экземпляр манипулятора для харвестера Александр Малиновский. — Он отправится в лес на серийной машине с харвестерной головкой для прохождения эксплуатационных испытаний. Кстати, локализацией харвестерных головок мы тоже занимаемся, чтобы в меньшей степени зависеть от импорта. Это высокотехнологичный узел, состоящий из компонентов электроники, гидравлики. Для чего он нужен? Он захватывает дерево, спиливает и протаскивает через сучкорезные ножи, замеряя длину, диаметр, далее по программе выбирает оптимальный раскрой на сортименты из программы заготовки. Можно сказать, это основной рабочий орган харвестера. 

Рядом красуется новенький погрузчик из серии W500. Автоматическая коробка передач, ведущие мосты и редукторы полностью изготавливаются на предприя­тиях холдинга. Кабина, элементы облицовки, стекла — все белорусское. Локализация максимальная, что гарантирует стабильные поставки и отсутствие сбоев производственного ритма. Александр Малиновский — о том, как удается сохранять лидерские позиции на завоеванных рынках и выходить на новые даже в условиях санкций:

 — Мы регулярно актуализируем производственные планы с учетом новых вводных. Переориентируемся на других поставщиков, пересматриваем конструкции уже выпускаемых машин с импортными составляющими. Основной упор делаем на узлы трансмиссии, гидравлики и электроники. На «Заводе СВТ» работаем по компонентам электроники: блоки управления, дисплеи и другие компоненты… Все остальное у нас уже локализовано. 

Производимая на предприятиях холдинга техника составляет достойную конкуренцию импортной.

Решает экономика

«Амкодор» активно работает на внутренний рынок. Сегодня холдинг выпускает более 130 моделей техники, плюс навесное и прицепное оборудование, узлы и комплектующие. Предприятие полностью производит аналогичную импортной технику для лесозаготовки. Это харвестеры — аналоги финских, шведских и немецких компаний, а также форвардеры и оборудование для них. Предприятие делает фронтальные погрузчики подъемностью от 0,8 до 7 тонн. В этом году на выставке «Белагро» машиностроители планируют представить новинку — семитонный лесопогрузчик. 

Спектр работ по импортозамещению обширный. Помимо вышеперечисленной техники, специалисты разрабатывают новые модели ведущих мостов и элементы системы привода для малогабаритной техники. Параллельно разрабатывается широкий спектр сменного навесного оборудования, которым агрегатируются погрузчики.

Большой блок работы выполняется по сельскохозяйственной тематике, — акцентирует внимание Александр Малиновский. — Это и зерносушильные комплексы, и емкости для хранения зерна… Там есть компоненты, закупленные по импорту. Сейчас идет их замещение на локализованные в Беларуси и России. Мы выпускаем очистительные машины собственной конструкции. То есть все, что необходимо для комплектования зерносушильных комплексов.

Спектр работ по импортозамещению обширный: разрабатываются новые модели ведущих мостов, элементы системы привода для малогабаритной техники и многое другое.

Ключевой партнер на внешнем контуре — Россия. Министерство промышленности и торговли РФ укрепляет двустороннее взаимодействие с предприятиями белорусского холдинга для снижения уровня зависимости России от большинства зарубежных поставщиков. Наши соседи активно интересуются закупкой белорусской техники для предприятий коммунальной, строи­тельной и сельскохозяйственной отраслей, а также рассматривают варианты кооперации по изготовлению комплектующих. Особенно российские коллеги заинтересованы в белорусских узлах трансмиссии.

Напоследок разговор заходит о важной составляющей любой техники — полупроводниках. Некоторые страны ввели запрет на их импорт в Россию и Беларусь. В этой ситуации компании, обеспечивающие наши машиностроительные предприятия комплектующими (в состав которых входят полупровод­ники), вынуждены искать новых поставщиков, чтобы не снижать объемы производства. Александр Малиновский считает, что если бы полупроводниковые технологии были на территории Таможенного союза, то навсегда решился бы вопрос с их нехваткой, а для этого нужна комплексная государственная поддержка:

— Чтобы выполнить программу по импортозамещению качественно и в сжатые сроки, необходима помощь государства, а именно: профинансировать подготовку производства, проведение необходимых разработок и привлечение профильных специалистов. Это комплекс мер, который без государства решить проблематично, а в некоторых случаях невозможно, если мы говорим, например, о проектах с достаточно большим сроком окупаемости… Имеет смысл пересмотреть законодательную базу в области машиностроения с нашими партнерами по Таможенному сою­зу. Многие существующие нормы были заимствованы из европейских стандартов, разработанных для защиты внутреннего рынка ЕС. Если нам оставаться в тренде ЕС по ряду направлений, то это влечет неоправданные затраты и, как следствие, неконкурентные продукты. Мы должны оставаться конкурентоспособными и оперативно реагировать на меняющуюся конъюнктуру мирового рынка и потребности заказчиков, которые сегодня пересматривают свои подходы к ведению бизнеса.





gorbatenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter