Рост экспорта и расширение выпуска импортозамещающей продукции: председатель «Беллегпрома» — о работе концерна

Идти к цели строчка за строчкой

Сегодня легкая промышленность — стратегический сегмент народнохозяйственного комплекса нашей страны. Президент уделяет особое внимание этой сфере, и свидетельство тому — бюджет­ная поддержка, которая оказывается предприятиям отрасли для модернизации и обеспечения стабильной работы. В отрасли насчитывается свыше 2 тысяч организаций, где заняты более 82 тысяч человек. Большинство предприятий модернизировано, поддерживается система межотраслевого взаимодействия, налажены экспортные связи со многими странами. О том, как развивается отечественный легпром и с какими итогами завершила прошлый год отрасль, спросили у председателя концерна «Беллегпром» Татьяны Лугиной.

Достойный результат

— Татьяна Алексеевна, как срабо­тали предприятия концерна в прошлом году? 

— Многие предприятия концерна продемонстрировали эффективную экономику в 2023 году. Показатели за прошлый год будут окончательно подсчитаны в начале 2024-го, но предварительные итоги радуют. За 11 месяцев 2023 года промышленное производство концерна «Беллегпром» выросло на 5 процентов. Выручка от реализации продукции — на 14,3. Чистая прибыль увеличилась практически в три раза и составила более 260 миллионов рублей. Рентабельность продаж — 13,8 процента, по промышленным предприятиям — 15. 

Несмотря на негативное влияние курса валют, экспорт по итогам года должен составить около 500 миллионов долларов. 


— Из-за различных ограничений часть импортных брендов перестала работать на российском и частично на нашем рынке. Насколько успешно их заменили белорусские предприятия?

— С белорусского рынка в отличие от российского в 2022—2023 годах не ушел практически ни один широко известный зарубежный бренд. 
Вместе с тем предприятия концерна активно развивают собственную фирменную торговую сеть. Так, за прошедший год предприятиями «Беллегпрома» было открыто около 60 новых оптовых и розничных объектов фирменной торговли на территории Республики Беларусь. 
29 декабря в ТЦ «Першы нацыя­нальны гандлёвы дом» открыто еще 27 торговых объектов предприятий, входящих в состав концерна. Всего на 1 января 2024 года фирменная торговая сеть предприятий «Беллегпрома» составляет около 770 торговых объектов на территории нашей страны. 

Стратегия отечественных предприятий — предоставить жителям и гостям нашей страны возможность выбора и оценки нашего качества.

Фото БЕЛТА

Ставка на свое 

— Какая работа проводится на предприятиях концерна в сфере импортозамещения?

— Импортозамещение сырьевой группы товаров и кооперация по поставке данных товаров — одно из основных направлений импортозамещения, которое реализуют организации концерна «Беллегпром», т.к. в состав входят практически все предприятия отрасли, выпускающие продукцию сырьевой группы.

Хочется отметить, что на данный момент доля отечественных тканей и кожевенных товаров на внутреннем рынке находится в пределах 30—35 процентов.

Задачей является увеличение использования отечественных материалов при производстве потребительских товаров легкой промышленности.

Также концерном «Беллегпром» и предприятиями концерна проводится постоянная работа по развитию кооперационных цепочек по использованию тканей и иных материалов субъектами малого и среднего предпринимательства.

— Какой экспортной стратегии придерживаются предприятия концерна и какие страны являются основными партнерами на сегодняшний день?

— В 2023 году белорусские товары легкой промышленности экспортировались в 95 стран мира. Основную долю занимает экспорт товаров в страны ЕАЭС, среди которых наибольшее преимущество у Российской Федерации — 81 процент. Идет развитие поставок в страны дальней дуги, на сегодня удельный вес экспорта в данном направлении составляет около 8 процентов. 

Рост экспорта в 2023 году также отмечен в Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Турцию, Объединенные Арабские Эмираты. Перспективные направления — Китайская Народная Республика и страны Африки. 

Наибольшей популярностью пользуются белорусские чулочно-носочные изделия, льняные ткани, пряжа из синтетических волокон, корсетные изделия, ковры, готовая кожа, обувь.

Кооперация дает плоды

— В прошлом году прошел первый белорусско-узбекский женский бизнес-форум. Были достигнуты договоренности о взаимодействии по линии легпрома. Расскажите о них подробнее. Как будет в дальнейшем развиваться взаимодействие с этой страной?

— По итогам первого женского белорусско-узбекского бизнес-форума предприятиями легкой промышленности подписаны восемь контрактов, протокол о намерениях и меморандум о сотрудничестве. Общий объем отгрузок составил 675 тысяч долларов, из них по экспортным контрактам — 250 тысяч, по импортным — 425 тысяч.

Идет процесс создания совместного предприятия по выделке овчинно-мехового, каракулево-смушкового, пушно-мехового сырья с ООО «Furshins Company».

Продолжают развиваться совместные кооперационные связи по оказанию услуг по пошиву на территории Узбекистана. В данном процессе активно сотрудничают с узбекскими коллегами ОАО «Світанак», РУПТП Оршанский льнокомбинат, ЗАО «Милавица». 

— Как развивается сотрудничество с Россией?

— В 2023 году экспорт предприятий концерна «Беллегпром» осуществлялся в 75 из 89 регионов Российской Федерации, увеличены поставки в 39 регионов. 

Наибольший удельный вес в экспорте занимают Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Ростовская область, Краснодарский край и Ставропольский край. 

Рост экспорта отмечен в Волгоградскую, Тамбовскую, Ярославскую, Тульскую, Свердловскую, Ленинградскую, Нижегородскую области.

Фото БЕЛТА


— Как сейчас работает популярный магазин с президентским мерчем «Первый»?

— В Минске работают уже три магазина «Первый». Изделия с цитатами Главы государства пользуются постоянным спросом у жителей и гостей столицы. 

— Какие планы по развитию сети «Да дому» и насколько успешен этот проект?

— Торговая сеть «Да дому» набирает свою популярность. В Минске в конце декабря открылся третий торговый объект.

Также в декабре прошлого года открылись магазины в Екатеринбурге и Новосибирске — на территории Российской Федерации. Как отмечают производители, качественные белорусские изделия востребованы у россиян.

В 2024 году планируется активное развитие данного проекта. Будет открыто около десяти магазинов в России в городах-миллионниках.

— Президент объявил 2024-й Годом качества. Какая работа проводится на предприятиях концерна по повышению качества выпускаемой продукции?

— Предприятия концерна «Беллегпром» всегда делали акцент на качество выпускаемой продукции. 2024-й не станет исключением. В рамках проведения Года качества предприятия продолжат работу по обеспечению стабильно высокого качества выпускаемой продукции.

Кроме того, предусматривается совместно с Госстандартом продолжить работу по выявлению на внутреннем рынке товаров легкой промышленности иностранного производства, не соответствующих Техническому регламенту Таможенного союза.

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter